in

Предотвращение или слежка. Почему камеры ищут активистов, но не останавливают «колумбайны»

Камеры видеонаблюдения
Камеры видеонаблюдения. Фото: PhotoMIX-Company / Pixabay

Трагедия в Казани заставляет вспомнить о системе «умных» камер наблюдения «Безопасный город», на которые тратятся миллиарды рублей и которые призваны в том числе предотвращать преступления. Но по факту убийцы продолжают убивать, а по камерам чаще вычисляют оппозиционеров. 

Девять человек погибли и более 20 пострадали в результате бойни в казанской гимназии, которую устроил 11 мая 19-летний Ильназ Галявиев с дробовиком в руках. На кадрах видео, опубликованных в телеграм-каналах, видно, как убийца беспрепятственно идет с оружием по городу, а затем так же свободно проходит на территорию школы.

При этом еще в 2014 году президент РФ Дмитрий Медведев утвердил концепцию системы «Безопасный город». Ее преподносили как многоуровневую интеллектуальную платформу, призванную обеспечивать безопасность в регионах и муниципалитетах. Координатором проекта стало МЧС, а техническими операторами — «Ростех» и Ростелеком. Одним из основных инструментов системы являются так называемые «умные видеокамеры». Они, как рассказывали людям с экранов телевизоров, «способны распознавать конкретные действия граждан». В том числе правонарушения и преступления.

«Система реагирует на странное поведение людей, после чего сигнал получает оператор. Дальше специалист центра принимает решение, в какую службу необходимо передать сигнал», — рассказывали о системе по одному из региональных телеканалов. 

В кадре в этот момент демонстрировалось большое помещение с огромным экраном, разделенным на меньшие по величине окна. В них — онлайн съемка из разных участков города, в данном случае Нижнего Новгорода. Причем заметно, что камеры транслируют картинку довольно высокого качества, а в случае необходимости приближают людей и объекты, чтобы их можно было лучше рассмотреть. 

Раскрыть помогает. Постфактум

К 2020 году система «Безопасный город» была внедрена в 12 регионах. В том числе и в Казани. За шесть лет на интеграцию платформы в этих регионах из бюджета было выделено свыше 16 млрд рублей. В Татарстане система заработала в тестовом режиме с 2018 года, а уже к 2020-му по республике функционировало 19 тысяч «умных» камер видеонаблюдения. В феврале 2021 года сообщалось, что в Казани работает 12 тыс. «умных» камер.  К 2022 году системами видеонаблюдения власти Казани запланировали оснастить до 98% объектов социальной сферы. На эти цели направят почти 400 млн рублей.

Начальник УМВД по Казани Александр Мищихин
Начальник УМВД по Казани Александр Мищихин (справа). Фото: Мэрия Казани / Twitter

В своем февральском отчете в гордуме начальник УМВД по Казани Александр Мищихин рассказывал, как система «Безопасный город» помогает полиции бороться с преступностью. «Использование систем видеонаблюдения способствовало раскрытию 979 преступлений», — отчитывался Мищихин. По его словам, система видеофиксации позволила раскрыть случаи причинения тяжкого вреда здоровью, разбойных нападений, грабежей, краж и угонов на улицах Казани. Все это повлияло на уровень преступности в городе, который сократился на 6,7%. 

Кстати говоря, подобные отчеты можно встретить на многих региональных сайтах УМВД. При этом опрошенные «МБХ медиа» сотрудники силовых структур в регионах указали на детали этих отчетов. «В них сплошь и рядом — «раскрыто» или «помогли раскрыть». Но раскрыть преступление по камерам и предотвратить — это разные вещи», — отметил один из работников следственных органов на условиях анонимности. — У нас был случай, когда местный житель застрелил сестру и ее мужика из ружья. По камерам уже постфактум смотрели, как он с этим ружьем идет [к месту будущего преступления]». Еще один собеседник «МБХ медиа» добавил, что чаще на практике оперативникам приходится «бегать по частным магазинам и просить у них видео [с их камер, направленных на улицу, как правило всегда рабочих и удовлетворительного качества]».

Не то ищете

В январе 2021 года в России прошли акции в поддержку оппозиционера Алексея Навального, арестованного по прилету в страну из Берлина. В Казани на акцию вышло несколько тысяч человек. Спустя несколько дней, в мессенджере Telegram появился канал, в который неизвестные начали сливать личные данные участников казанских протестов. Наблюдатели предположили, что канал администрировали силовики, потому что личные данные, утверждали авторы канала, были получены благодаря системе «Безопасный город». Всего в канале были опубликованы личные данные и фотографии более 70 человек.

Юрист Эльза Нисанбекова
Юрист Эльза Нисанбекова. Фото: Комитет защиты национальных интересов / Facebook

Казанский юрист Эльза Нисанбекова, которая защищала задержанных на акции 23 января, еще тогда обратила внимание на то, что «Безопасный город» используется силовиками как политический инструмент, но оказывается беспомощным для борьбы с настоящими преступниками. «Самое возмутительное в том, что система «Безопасный город» у нас в Татарстане существует уже несколько лет. Но, когда в центре Казани человек расстрелял двоих, его почему-то искали полгода, — говорила Нисанбекова изданию Idel.Реалии. — То есть, мне кажется, можно понять, какие приоритеты у наших правоохранителей. Человек стреляет — его не ищут, человек вышел на митинг — все, давайте найдем его, опознаем, вывесим на какой-то телеграм-канал и прочее».

В случае с Ильназом Галявиевым, убившим 11 мая девять человек, в том числе несколько школьников и учителя, в Казани, «умные» камеры тоже оказались бесполезными. Галявиева задержали, когда два десятка людей уже были ранены и несколько человек убиты. А затем телеграм-канал Mash опубликовал видео, на котором запечатлено, как убийца беспрепятственно идет по улице к школе, открыто размахивая дробовиком. Судя по тому, что начать бойню убийце удалось, «умные» камеры на оружие не среагировали, и сигнал не передали.

Собеседник «МБХ медиа», некоторое время назад возглавлявший один из региональных департаментов цифровых технологий, считает, что в теории «умные» камеры могут распознавать оружие, но за время своей работы в сфере он ни разу таких не встречал. «Я не слышал, чтобы где-то на практике применялось распознавание оружия в кадре, — говорит экс-чиновник на условиях анонимности. — Технологии такие есть (искусственный интеллект можно обучить), но на практике — не слышал». По словам собеседника «МБХ медиа», теоретически система может распознавать ружье или пистолет. И теоретически могла дать сигнал, что по улице идет человек с дробовиком. «И в данном случае это сработало бы. Но последующие стрелки, которые обычно учатся на предыдущих кейсах, будут уже прятать [оружие] под пальто, в сумку и так далее», — добавил собеседник издания. 

Генеральный конструктор реализуемого проекта «Безопасный город» Оксана Якимюк на вопросы «МБХ медиа» относительно возможности распознавания оружия «умными» камерами не ответила.  

Адвокат в сфере киберправа и сооснователь проекта «РосКомсвобода» Саркис Дарбинян напомнил, что в ежегодных отчетах МВД о раскрытии преступлений с помощью «умных» камер не содержится никакой конкретики. «Что именно раскрыли? Кого привлекли? Какие именно доказательства использовали? Все находится за какой-то ширмой. Нам же предлагают только поверить властям в историю о прекрасном предназначении этих систем по поимке преступников», — говорит Дарбинян. — С другой стороны, все эти системы, которые способны определять дистанцию между людьми, различать наличие на них масок, почему-то не определяют огромный ствол, который человек нес под всеми камерами через весь город, и не оповещают [дежурного] об угрозе».

По словам эксперта, на этом фоне возникает вопрос, кто стоит за этой системой? «Действительно ли она создавалась для того, чтобы искать беглых преступников и пропавших детей и бороться с терроризмом? Или все-таки для отслеживания гражданского населения, как об этом прекрасно отчитывались во время зимних и весенних протестов в самых крупных городах страны?».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.