Во время митингов в поддержку Алексея Навального, которые 21 апреля прошли по всей России, Мещанский суд Москвы арестовал на 10 суток пресс-секретаря политика Киру Ярмыш из-за твита об акциях протеста. Ее адвокат Вероника Полякова в эфире «МБХ медиа» рассказала о возникшей правовой коллизии, и о том, как происходило задержание.
Полякова рассказала, что Кира позвонила ей примерно в 10.40, сказав, что она вышла из дома, поскольку следователь разрешил ей прогулки.
«Как вы знаете, она обвиняемая по «санитарному делу», находится под домашним арестом. Но следователь разрешил ей с 10.00 до 11.00 выходить в магазин, выходить в аптеку, то есть в какие-то близлежащие точки. Она вышла, сразу увидела, что возле подъезда ее ожидает достаточно большое количество сотрудников полиции. К ней подошли и без пояснения каких-либо причин просто посадили в машину, и, как это обычно у нас бывает, повезли», – пояснила адвокат.
По словам защитницы, чуть позже Ярмыш позвонила ей и сообщила, что ее задержали и везут в Красносельский отдел полиции. Сама Полякова подъехала туда примерно через полчаса.
«Кира находилась в полицейском автомобиле. Ее не выпускали, ей не давали общаться с адвокатом, ее всячески удерживали. Уже потом она мне пояснила, что ее даже не выпускали в туалет. Она там просидела порядка двух часов, потом видимо какая-то команда сверху прошла: «Выпускать». Выпустили. Мы подошли к отделу полиции, зашли и начали оформлять протокол. Нашему удивлению не было предела, когда мы увидели рапорт сотрудника центра «Э», который указывает в нем, что якобы Кира в Twitter написала пост с призывом к выходу на эту акцию», — рассказала адвокат.
Она подчеркнула, что пресс-секретарь Навального с 1 февраля не имеет права пользоваться интернетом: у нее отсутствует дома сеть интернет, смартфон, роутер – она абсолютно отрезана от сети и внешнего мира.
«Соответственно, та версия, которую выдвигают сотрудники правоохранительных органов, что якобы Кира кого-то там куда-то призывала, это, по нашему мнению, абсолютно недоказанная вещь. Просто рапорт сотрудника, который указывает, что на странице Киры есть такая запись, я считаю, что это не то доказательство, на основе которого должны привлекать к ответственности», – заявила Полякова.
Кроме того, она отметила, что в шапке Twitter у Киры указано, что команда ФБК ведет ее аккаунт, потому что соответствующее решение было принято решение при назначении домашнего ареста.
«И сегодня было доказательство того, что ведет этот Twitter не она: мы сидели в полиции, в суде, и в это время в ее Twitter выходили посты. К сожалению, для суда это не было аргументом: как всегда, сотрудники полиции правы, у нас нет причин не доверять их показаниям, нет причин не доверять рапорту сотрудника центра «Э». Суд достаточно быстро отказал нам во всех наших ходатайствах. Мы приобщили даже копию постановления судейского, где указано, что Кира лишена возможности выходить в интернет. Суд это приобщил, но никакую оценку этому не дал», – сообщила адвокат Ярмыш.
Она заявила, что собирается обжаловать это решение, поскольку ей непонятно, как оно будет исполняться: Киру отвезли в столичный спецприемник №2, но при этом она находится под домашним арестом с браслетом.
«То есть она должна быть дома, но при этом она находится во втором спецприемнике по постановлению другого суда. Таким образом, у нас получается коллизия двух норм и не совсем понятно, как сейчас это будет исполняться. Даже сотрудник ФСИН сейчас в некотором замешательстве и не понимает, как это исполнять», – сказала защитница.
Полякова также допустила, что Ярмыш могут привлечь к ответственности за то, что она находится не там, где должна, но в этом случае адвокаты соратницы Навального намерены оперировать решением суда.
«Естественно, она не сама туда поехала, не по своей инициативе. И не она сама создала такую ситуацию. Мы будем пытаться от этого отбиваться, но я не исключаю того, что потом следователь что-нибудь скажет по поводу того, что она находилась не по адресу и нарушила меру пресечения. Посмотрим, что будет дальше», – заключила она.