Президент США 15 апреля выпустил указ о введении санкций против России. Кроме того, американский президент объявил режим National Emergency — чрезвычайной ситуации в сфере национальной безопасности. Ведущий научный сотрудник института США и Канады РАН Павел Шариков рассказал «МБХ медиа», что это означает и чем такое решение может грозить России.
«Я издал указ о национальной чрезвычайной ситуации в связи с нетипичной и чрезвычайной угрозой национальной безопасности, внешней политике и экономике Соединенных Штатов, которую несут действия правительства России», — говорится в тексте письма, опубликованном на сайте Белого дома.
Символическая месть. Навредят ли новые санкции США российской экономике
Президент США Джо Байден подписал указ о...
С точки зрения Байдена, «нетипичную и чрезвычайную угрозу» нацбезопасности США представляют собой якобы имевшие место попытки подрыва проведения свободных и справедливых демократических американских выборов, участие в злонамеренной кибердеятельности против США и их союзников, а также поощрение и использование транснациональной коррупции для оказания влияния на иностранные правительства. Кроме того, по утверждению американского президента, Россия пыталась вести деятельность за пределами своей территории против «диссидентов или журналистов», подрывать безопасность стран и регионов, важных для американской нацбезопасности, нарушать устоявшиеся принципы международного права, в том числе уважение территориальной целостности государств.
По словам ведущего научного сотрудника института США и Канады РАН Павла Шарикова, введение Байденом режима ЧС в сфере национальной безопасности означает, что у президента США теперь есть возможность принимать некоторые решения без согласования с конгрессом.
«National emergency — это не так страшно, как кажется, хотя на русский язык это переводится действительно довольно грозно (“чрезвычайное положение” — «МБХ медиа»). Это не означает начала войны, здесь нет каких-то серьезных обязательств, которые президент или исполнительная власть в обязательном порядке должны предпринять и сделать. Просто у президента теперь есть определенные полномочия в области расходования бюджетных средств», – пояснил эксперт в разговоре с «МБХ медиа».
«Сложно продумывать какие-то шаги, потому что спектр возможностей великий. Но нашей стороне тоже следует задуматься. О том, как предотвращать эскалацию, потому что очевидно совершенно, что мы сейчас введем ответные санкции, они тоже будут наверняка достаточно жесткие, и, скорее всего, последует американский ответ. К чему хорошему это может привести, я не знаю», – отметил Шариков.
Впрочем, его коллега, главный научный сотрудник института США и Канады РАН Владимир Васильев считает, что режим ЧС вовсе «надуман». По его мнению, в действительности такое решение было принято ввиду внутриполитических проблем в США.
«Когда такое положение вводится, в руках президента сосредотачивается очень большая власть, при определенных условиях она может быть задействована. Считается, что противоборствующие силы не должны это решение оспорить. Поэтому я считаю, что введение режима чрезвычайной ситуации связано с внутриамериканскими делами. Россию просто пристегнули», — сказал эксперт «Газете.Ru».
По его словам, в США есть некие силы, желающие преждевременно отправить Байдена в отставку, и они хорошо известны американскому лидеру. Васильев допускает, что на самом деле это они представляют собой проблему для внутренней безопасности, а Байден в сложившейся ситуации принимает меры для сохранения своей власти.