Коммуникационный холдинг Minchenko Consulting опубликовал доклад под названием «Политбюро 2.0», согласно которому за последние два года окружение президента России Владимира Путина (по сути, российская политическая элита) не претерпело никаких изменений. Тем не менее, в долгосрочной перспективе несколько факторов могут привести к переустройству системы управления страной, утверждает доклад.
Элиты все те же
С периода президентских выборов 2018 года ближний круг Владимира Путина по состоянию на 2021 год не изменился. В него входят секретарь Совбеза Николай Патрушев, зампред совета Дмитрий Медведев, главы «Ростеха» и «Роснефти» Сергей Чемезов и Игорь Сечин, мэр Москвы Сергей Собянин, министр обороны Сергей Шойгу и три доверенных бизнесмена, которые выступают «операторами инфраструктурных проектов», — Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг, сказано в докладе.
«Все эти фигуры сохраняют главное – возможность эффективной личной коммуникации с Владимиром Путиным и обладают накопленным разнообразным набором», — говорится там.
Почему элиты не меняются
Стабильность верхних эшелонов власти объясняется политологами устойчивостью цен на нефть и присутствием образа «внешнего врага» в лице Запада — последнее позволяет элите сплотиться и проявлять лояльность путинскому курсу, что гарантирует ей сохранение ресурсов и власти. Кроме того, сохранять существующее положение позволяют конституционные поправки 2020 года, которая привела к «суперпрезидентской модели управления»: так, разросшийся институт президента и контроль главы государства над исполнительной властью и силовиками ведет к тому, что возникает спрос на делегирование задач и, соответственно, у представителей ближайшего круга президента появляются и задания и неформальные рычаги власти.
Что может все поменять
Тем не менее, сохраняющаяся устойчивость элит в определенный момент может закончиться под влиянием следующих факторов.
В первую очередь, это то, что докладчики называют «Холодной войной 2.0»: продолжение противостояния с Западом, а также урегулирование конфликтов в нестабильном постсоветском пространстве (Карабахская война, поддержка режима Лукашенко в Белоруссии и пр.) могут привести к серьезным денежным затратам. «Это подрывает уже ослабленный “пенсионной реформой” социальный контракт между властью и обществом, финансирование которого может стать невозможным из-за огромных издержек на удержание внешнеполитического баланса», — отмечается в докладе.
Кроме того, основной удар может прийти на доходы от экспорта: вводимый в Евросоюзе углеродный налог (согласно которому некоторые импортируемые в ЕС товары, такие как, например, сталь и алюминий, будут облагаться дополнительными налогами. — «МБХ медиа»), может привести к потерям российских экспортеров 3 миллиардов евро ежегодно, если Россия не произведет экологической модернизации. «Потеря европейских энергетических рынков — это риск для всей ренто-ориентированной системы», — пишут политологи. Отсюда и следует такая активная поддержка Россией западной мейнстримной политики снижения выбросов предприятий (недавно президент страны Владимир Путин участвовал в саммите по вопросам климата, где рассказывал об успехах России в этом направлении. — «МБХ медиа»).
Еще одной причиной изменений политической системы может стать третья волна коронавируса. Согласно докладу, эффект от введения принудительной вакцинации можно сравнить с эффектом от пенсионной реформы, что подрывает доверие основного электората властей на грядущих думских выборах. «Думская кампания станет вызовом для внутриполитического блока АП — еще более серьезным, чем активность несистемной оппозиции в начале 2021 года».