В Росфинмониторинге хотят финансово урегулировать интернет-стриминг через сбор налогов и идентификацию стримеров. В Совфеде считают, что таким образом получится предотвратить финансирование так называемых треш-стримов. Однако сами стримеры уверены, что для недопущения треш-контента нужно выявлять в первую очередь тех, кто его финансирует, отправляя донаты. В «Роскомсвободе» считают, что вопросы налогового регулирования и модерирования стримов никак между собой не связаны.
После того, как в Совете Федерации предложили ввести уголовную ответственность для авторов треш-стримов, Росфинмониторинг занялся вопросом сбора налогов со стримеров, чтобы тем самым препятствовать появлению треш-контента. Для этого в министерстве предложили регистрировать стримеров как индивидуальных предпринимателей. Сенатор Алексей Пушков объясняет это решение тем, что регистрация стримера как ИП поможет выявить тех авторов контента, которые ведут трансляции с демонстрацией насилия.
«Понятно, что треш-стримеры вряд ли будут регистрироваться и заявлять о том, что они будут демонстрировать садистские сцены и что это будет объектом их профессиональной деятельности. Значит, скорее всего, они либо регистрироваться не будут, либо будут искажать характер своей деятельности. Это все вычисляется, это прозрачно», — заявил Пушков.
Однако адвокат в сфере киберправа и сооснователь проекта «РосКомсвобода» Саркис Дарбинян предполагает, что регистрация стримеров как ИП и сбор налогов вряд ли помешают проводить треш-стримы. По его мнению, эти два вопроса вообще не связаны друг с другом.
«А как это [треш-стримы] предотвратить с помощью сбора налогов? Регистрироваться как индивидуальные предприниматели и так должны все, кто собирается зарабатывать деньги. Просто в случае со стримами за этим не было контроля. Конечно, такие инструменты не работают. Вопросы модерации контента абсолютно отделены от вопросов налогообложения, и непонятно, как одно может помочь другому. В рамках фискальных полномочий налогового органа вопросы контентной составляющей значения иметь не будут», — рассказал адвокат «МБХ медиа».
Известный треш-стример Кирилл VJLink Зырянов в свою очередь считает, что для запрета нужно выявлять не тех, кто производит контент с насилием, как это планируется в инициативе, а тех, кто его финансирует. Поэтому сбор налогов и идентификация стримеров тут ни при чем: «Важно идентифицировать не получателей [пожертвований], а отправителей. Если бы не было поощрений, люди бы этого не делали. Но если есть спрос, рождается предложение», — сказал стример в разговоре с «МБХ медиа».
При этом Зырянов считает, что налоговой «давно пора» было бы заинтересоваться стримами, потому что «с каждым днем их становится все больше», люди ищут более легкие способы заработка, не работают по своим специальностям, не платят налоги и тем самым не приносят пользу обществу. Кроме того, указывает VJLink, у стримера всегда существует риск «скатиться» и потерять популярность, и непонятно, как государство будет собирать с него налоги в случае, если ему перестанут «донатить».
О необходимости регулирования и даже запрета треш-стримов заговорили после громкого случая: в начале декабря 2020 года интернет-сообщество потрясла видеозапись стрима, на котором стример Стас Reeflay непредумышленно убил свою подругу. Помимо Reeflay, треш-контент производили и другие авторы. Например, в 2020 году двое стримеров из Брянска пытались в прямом эфире заживо похоронить мужчину. Далее эти же брянские стримеры подожгли дачу за «донат».