Заместитель директора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Илья Шуманов, рассказал в прямом эфире «МБХ медиа», что, по его мнению, не так с выводами Алексея Навального о дворце под Геленджиком, владельцем которого предположительно является Владимир Путин.
«МБХ медиа» в течение нескольких часов вело трансляцию акций в поддержку Алексея Навального, которые проходили по всей России. В прямом эфире к нам присоединялись самые разные люди: журналисты Татьяна Фельгенгауэр и Сергей Пархоменко, политолог Александр Кынев, политик Евгений Ройзман и другие, а также замдиректора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Илья Шуманов.
«У Навального и его коллег отлично получается подавать материалы, эффектно рассказывать о тех или иных событиях, но с юридической квалификацией у них всегда возникают большие трудности. Это, наверное, не их главная специализация. Главная специализация – мобилизация людей, создание в обществе нетерпимого отношения к коррупции и ощущения того, что это можно как-то перевести в политическую плоскость и поменять власть, потому что Навальный все-таки политическая сила», – сказал Шуманов.
Он пояснил, что схему, раскрытую оппозиционером, неправильно называть взяткой, поскольку это понятие подразумевает под собой возмездное оказание услуг, то есть, когда человеку что-то дают и он что-то делает взамен.
«Когда мы говорим о родственных или дружеских отношениях, например, Михаил Шаломов – это дальний родственник Владимира Путина. Зачем ему давать взятку своему дальнему родственнику? В этом никакого смысла нет. Схема [которую Навальный описывает в своем расследовании] на самом деле демонстрирует клептократическую модель управления государством, когда есть центр принятия каких-то решений, то есть главный человек и вокруг него выстраивается клиентела (форма социальной зависимости в Древнем Риме. — «МБХ медиа»), которая помогает, обеспечивает сохранность этой власти, одновременно получая какие-то ключевые бенефиты в виде государственных контрактов, субсидий и госкомпаний», – сказал заместитель гендиректора российского офиса «Трансперенси Интернешнл».
По его мнению, схема, описанная Навальным, по сути является кумовским капитализмом, «когда друзьям все, а остальным – закон».
«Действительно схема интересная. Мне в расследовании Навального показались ценнее другие вещи, нежели владение чем-либо – кальянной с шестом или складом грязи. Мне показалась интересной схема насыщения. То есть как этот финансовый актив насыщается, откуда идут деньги, откуда идут финансовые струйки для того, чтобы этот большой геленджикский дворец содержать.
Очевидно, что вскрытая схема подразумевает под собой 10 тысяч разных проводок, о которых говорит Фонд борьбы с коррупцией. И эти 10 тысяч проводок подразумевают участие большого количества ближнего окружения Путина в создании этого финансового актива. Притом ближнее окружение Путина — это люди, которые участвуют в коммерческих предприятиях негосударственных, так и люди, которые сидят на, условно говоря, трубе – «Транснефть», например, и господин Токарев, который вместе с Путиным служил еще в Дрездене», – заключил Шуманов.