Министерство обороны опубликовало на своем сайте ранее секретные архивные документы о начале Великой Отечественной войны. Раздел сайта с выдержками из документа называется «День, о который разбился блицкриг». Архивы раскрывают подробности первых дней войны, рассказывают о немецких перебежчиках и повествуют как о панике, так и о героизме советских солдат.
Планы нападения
В документе содержатся данные о подготовке нацистской Германии к нападению на СССР. Так, из архивов можно узнать о планах немцев оккупировать Россию до следующей линии: нижнее течение реки Дон – среднее течение Волги – река Северная Двина. Немцы считали, что численно советских солдат не хватит для отражения наступления, однако ожидали, что советская авиация может нанести им тяжелый ущерб. Соответственно, благодаря линии оккупации нацисты планировали защитить Германию от советских бомбардировщиков. Однако советский флот немцы оценивали невысоко: «Русские ВМС уступают нашим по надводным кораблям и подводным лодкам. Особой активности от них ожидать не следует», – указывается в документах.
Кроме того, в опубликованных архивах рассказывается о подробностях плана «Барбаросса» – стратегии военной операции против Советского Союза. Также в документах уточняется, что советские войска знали о приближении немцев к границам. В докладе начальника штаба Западного особого военного округа от 21 июня 1941 года (за день до нападения) указано, что основная часть немецкой армии в полосе против Западного Особого военного округа заняла исходное положение, и на всех направлениях отмечается подтягивание немецких частей к границе.
50% настроены против войны
Интересен среди опубликованных архивов и документ о немецком перебежчике на сторону СССР, который за двое суток до нападения, в ночь на 20 июня сообщил советским солдатам о том, что военные действия «начнутся через 9-10 дней», а также рассказал, что последние два месяца солдат настраивают против Советского Союза, называя его главным врагом Германии. Тем не менее, по словам перебежчика, 50% немецких солдат были все равно настроены против войны. Кроме того, перебежчик уточнил нюансы размещения нацистских войск перед нападением.
«Румынию бомбить»
Среди опубликованных архивов представлен и приказ наркома обороны от 22 июня 1941 года, отданный спустя 3 часа после нападения Германии о грядущих бомбардировках. «Мощными ударами бомбардировочной и штурмовой авиации уничтожить авиацию на аэродромах противника и разбомбить основные группировки его наземных войск. Удары авиации наносить на глубину германской территории до 100-150 км. Разбомбить Кенигсберг и Мемель». В приказе также отмечалось, что налеты на Финляндию и Румынию запрещались до поступления особых указов, однако бывший тогда начальником генштаба Георгий Жуков на обороте последнего листа приказа приписал: «Т[ов]. Ватутину. Румынию бомбить».
Героизм солдат
Судя по документам, прорыв немецких сил в районе Бреста был неожиданным. В ходе начавшихся боевых действий выяснилось, что танковые орудия не могут пробить броню вражеских танков. Рассказывается в журнале боевых действий также и о панике, которая возникла в среде солдат в ходе первых боев. Однако солдаты проявляли героизм, несмотря на все недостатки советского вооружения и возникшей паники: например, в документах есть упоминание выдачи наградного листа к Ордену Отечественной войны I рядовому Алексею Шугурову, который смог эффективно и слаженно взять командование батальоном на себя, пока командиры отсутствовали.