28 апреля пограничники Таджикистана установили две камеры на спорной территории водораспределительного пункта «Головной». Киргизы потребовали их убрать, но получили отказ. Это привело к столкновению между местными жителями, которое переросло в перестрелку между военными. В результате конфликта пострадало более 30 человек. На следующий день стороны договорились о прекращении огня. «МБХ медиа» спросило киргизских журналистов Аргена Бактыбека Уулу и Эльвиру Султанмурат Кызы о причинах и последствиях этого противостояния.
Журналист Арген Бактыбек Уулу рассказал «МБХ медиа», что конфликты на киргизско-таджикской границе за последние три года стали привычным явлением. На приграничных территориях постоянно происходят боевые стычки между местными жителями, которые не могут поделить какие-либо ресурсы: воду или пастбища. Например, по его словам, буквально два дня назад таджикские военные похитили двух киргизских граждан, которые строили сооружение неподалеку от границы.
Журналистка Эльвира Кызы подтверждает –– конфликты случаются часто, в особенности в сезон поливов. Для обеих стран водозабор критически важен: в Таджикистан из него уходит 60% воды, а в Киргизию –– 40%.
По словам Уулу, на этот раз киргизская общественность была убеждена, что инцидент окажется рядовым. «Мы думали, губернаторы областей соберутся и решат, что ситуацию пора урегулировать. Но почему-то в этот раз все пошло по наихудшему сценарию: раньше конфликт происходил только на одном участке, сейчас перекинулся на другие», –– рассказал журналист.
В Центральной Азии болевая точка –– неурегулированные границы, продолжил он. С Казахстаном договориться удалось, с Узбекистаном власти успешно ведут переговоры, а ситуация с Таджикистаном только ухудшается. «Каждый раз, как выходят новости, что удалось о чем-то договориться, на следующей день происходят стычки», –– рассказал Уулу.
По мнению журналиста, причина заключается в столкновении интересов элит. В местной прессе постоянно появляются публикации о наркотрафике и контрабанде, в частности, топлива, которое в Таджикистане стоит гораздо дороже, чем в Киргизии.
Эскалацию конфликта Кызы связала с неопределенностью вокруг статуса водозабора. Официально он находится на территории Киргизии. При этом недавно премьер-министр страны заявил, что водозабор был передан Таджикистану, а правительство опровергло эту информацию.
Уулу привел еще несколько возможных причин стычек. Первая — правительства обеих стран пытаются военными действиями отвлечь внимание от масштабного экономического кризиса. Вторая гипотеза заключается в том, что напряжение возникло из-за односторонних военных договоренностей между Таджикистаном и Россией о создании базы и системы ПВО.
Уулу считает большой проблемой то, что таджикская и киргизская пресса представляют события однобоко –– жители уже не знают, чему верить. Киргизия сообщает, что пограничники-киргизы захватили таджикскую погранзаставу, Таджикистан –– что пограничники-таджики напали на несколько киргизских погранзастав и даже одну из них подожгли.
Стычки могут обострить многолетний этнический конфликт –– подобное уже случалось в 1990-е и 2010-е. Как в Таджикистане есть киргизские села, так и в Киргизии есть таджикские села. «Сегодня целый день проходил митинг в Бишкеке с требованием отреагировать на ситуацию на границе. Местные были готовы выехать со своими охотничьими ружьями и защищать страну. Горячие головы могут спровоцировать конфликт. Мы боимся такого стечения обстоятельств», –– заключил журналист.