in

«Новая газета» взяла интервью у «организатора» убийств российских журналистов в ЦАР. Главное

Кирилл Радченко, Александр Расторгуев и Орхан Джемаль
Цветы у здания Союза журналистов в память о погибших в ЦАР Кирилле Радченко, Александре Расторгуеве и Орхане Джемале, 1 августа 2018 года. Фото: Pavel Golovkin / AP

«Новой газете» удалось найти якобы организатора убийств журналистов Кирилла Радченко, Александра Расторгуева и Орхана Джемаля в Центральноафриканской республике (ЦАР) в 2018 году. Впрочем, таковым его называет агентство РИА ФАН, предположительно связанное со структурами Евгения Пригожина. «Новая газета» взяла интервью у «убийцы», «МБХ медиа» публикует главное из этой беседы. 

Что произошло в ЦАР три года назад 

30 июля 2018 года в ЦАР были убиты три российских журналиста — Кирилл Радченко, Александр Расторгуев и Орхан Джемаль. По некоторым данным, их, в том числе, интересовала деятельность «ЧВК Вагнера», предположительно связанная со структурами бизнесмена Евгения Пригожина. Следственный комитет (СК) России предполагает, что их расстреляли местные бандиты. Центр «Досье» в своем расследовании придерживается иной версии. Троица журналистов прибыла в ЦАР, чтобы снять фильм о деятельности «Вагнера» в республике; напомним, что некоторое время назад телеканал CNN опубликовал расследование о делах структуры, сражающейся в ЦАР на стороне правительства в гражданской войне.  

Тем не менее, агентство РИА ФАН (также, предположительно, связанное с Пригожиным), опубликовало и свое расследование. Согласно ему, заказчиком убийства был Михаил Ходорковский, а в роли организатора выступил якобы профессиональный убийца и якобы сотрудник французских спецслужб Доминик Кристоф Рэнето. По версии агентства, убийство было задумано для того, чтобы навредить деятельности России в Африке. Примечательно, что власти ЦАР обвиняют Рэнето в терроризме — он, по их мнению, организовал теракт в Банги в 2013 году. Кроме того, они также подали в Интерпол запрос на его выдачу в республику (в 2019 году по запросу властей ЦАР его пытались арестовать в Мадагаскаре, однако за него вступились французские власти). Как утверждает РИА ФАН, российские следователи, знакомые с их версией о причастности Рэнето к убийству журналистов, не могут на него выйти — якобы его скрывают французские спецслужбы. 

Что говорит Рэнето 

Как рассказал Рэнето «Новой газете», он специалист по франкоговорящей Африке. Француз утверждает, что Ходорковского лично не знает и даже не знаком с ним заочно, а не территории ЦАР в последний раз был в 2004 году (по версии РИА ФАН, Рэнето лично находился в республике на момент убийства журналистов, то есть, в 2018 году). 

«С 2003 по 2007 год я был советником по стратегическому развитию президента Франсуа Бозизе (президент ЦАР с 2003 по 2013 год). <…> Бозизе были нужны грамотные советники по экономике и политике, знакомые с ситуацией в регионе. В ЦАР я бывал наездами, последний раз, <…> — в марте 2004 года», — пояснил француз.

Впоследствии, рассказывает Рэнето, в 2007 году он, уйдя с поста советника, начал руководить частным охранным предприятием (француз много раз оговаривает, что его компания — охранная, а не военная). В число услуг, которую оказывала фирма Рэнето, например, входило обеспечение безопасности, а также эвакуация различных гражданских предприятий, которые работали на Ближнем Востоке и в Африке, где военные конфликты случаются нередко. 

Тем не менее, оружием компания Рэнето, по его словам, не располагала, а вывоз людей из горячих точек они обеспечивали исключительно мирным путем. «Вы — переговорщик. Но вы никогда не берете в руки оружие и не вмешиваетесь в конфликт — ни при каких обстоятельствах», — говорит он.  

По словам Рэнето, он никогда не работал ни на одну спецслужбу мира, однако общаться с разведчиками на работе в Африке ему приходилось. «Я не скажу, что никогда не имел дело с ними. У меня есть контакты, в том числе и там. И если ко мне обращались за консультациями, я их давал», — говорит француз. 

Причина, по которой РИА ФАН могли обвинить его в организации убийства журналистов, по мнению Рэнето, заключается в следующем: он знал, что с 2017 года «русские стали проникать в ЦАР», чтобы поставлять вооружения, военных инструкторов якобы для обучения регулярной армии и оказывать иную помощь. 

«И именно я информировал французское правительство об этом — какую бронетехнику ввозили в страну, какие вертолеты, какое оружие, сколько наемников “ЧВК Вагнера” под видом инструкторов заезжало в ЦАР», — рассказывает Рэнето. Информаторами француза, по его словам, были представители местной оппозиции, которая противилась приходу русских в ЦАР. 

«Русским стало известно, что информация во Францию шла от меня. Я стал их личным врагом. Думаю, они тщательно работали над тем, чтобы выдавить меня из Африки. Вуаля — на меня свалили теракт [в Банги, упомянутый выше] и сделали невозможным мое передвижение по миру. После того как мое имя появилось в списках Интерпола, я был вынужден ликвидировать свою компанию и распустить моих сотрудников, так как заниматься обеспечением безопасности я уже не мог», — рассказал Рэнето. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.