Председатель партии «Единая Россия» и бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев снова поднял вопрос о введении в России четырехдневной рабочей недели. Однако экономисты и специалисты по трудовому праву сомневаются в том, что это возможно — причем в любой стране мира, не только в России.
Медведев неоднократно предлагал ввести в России сокращенную рабочую неделю. Недавно он снова заговорил об этом в эфире VKLive, а впоследствии провел заседание круглого стола профсоюзной организации, на котором выразил мнение о том, что переходить на четырехдневку нужно постепенно и в рамках эксперимента в нескольких регионах. Медведев также заявил, что весь «мир движется в этом направлении».
Он считает, что сокращение рабочей недели пойдет на пользу россиянам: они смогут больше времени уделять саморазвитию, семье, а в стране даже будет побеждена безработица. Поможет в переходе на четырехдневку, по мнению Медведева, активная роботизация и автоматизация труда.
Однако экономист и предприниматель Дмитрий Потапенко уверен, что когда власти начинают говорить о сокращении рабочей недели, они подтверждают свою полную оторванность от реальности, поскольку денег на такие проекты в стране просто нет.
«Разговор ни о чем. Кто будет работать все остальные дни? Вопрос четырехдневной рабочей недели зависит исключительно от демографической ситуации, а по демографии мы вымираем. Кто кормить нас всех будет? Из какой кубышки мы будем все это доставать? Будь я на их месте [правительства], я бы ляпнул и не такое», — заявил Потапенко в разговоре с «МБХ медиа».
При этом экономист не верит в то, что даже где-то за рубежом будет введена четырехдневная рабочая неделя, потому что чаще всего бизнесмены будут терять на этом деньги.
Демографический аспект действительно важен в случае с сокращением рабочих дней. Специалист по трудовому праву Валентина Митрофанова сказала «МБХ медиа», что сокращение рабочих часов в неделю возможно только в том случае, если на рынке труда есть переизбыток людей. При снижении численности населения такого переизбытка быть не может.
Митрофанова также считает, что бизнес воспримет четырехдневную рабочую неделю негативно. Она напомнила, как предприниматели резко негативно отреагировали на введение всего лишь четырех дополнительных нерабочих дней в мае. Она уверена, что эксперименты с сокращением рабочих дней губительны для бизнеса.
«[Идеи Медведева] чистой воды популизм. Люди, наверное, будут рады [сокращению рабочей недели], пока им не начнут сокращать зарплату или не начнут сокращать с работы. Принудительно вводить это для всех работодателей — абсолютно утопичная история. Если мы при этом сократим норму времени, но обяжем работодателя сохранить ту же зарплату, то на очень многие компании это ляжет большим бременем. Поэтому тут категорически все [работодатели] будут против. Бизнесмены найдут, где сэкономить, и начнут уходить либо опять в серую зону выплат, либо будут урезать зарплаты, потому что бизнес не может просто так взять и увеличить расходную часть. Для этого должны быть экономические обоснования. Их нет», — сказала эксперт «МБХ медиа».
При этом она также не понимает, о каких именно странах, перешедших на четырехдневную рабочую неделю, сказал Медведев. Также Митрофанова считает, что России нельзя слепо копировать практики других стран, поскольку Россия от них сильно отличается.
«Он [Медведев] опирается на международную практику разных стран. Но важно понимать, что страна стране рознь. Если мы будем говорить про условную Грецию, то у нее есть определенная отраслевая специфика — это туризм и сельское хозяйство. А если брать ту же логику и накладывать ее на страну-гиганта Россию, где есть большая часовая разница и сильна промышленная часть, то ничего не получится. Нельзя взять что-то, что работает в одной стране, и масштабировать на другую страну и считать, что это приведет к какому-то результату», — сказала специалист.
Однако Митрофанова все же допустила, что некоторые российские предприятия могут ввести четырехдневную рабочую неделю. Сделать это они могут в любой момент: законодательство уже позволяет работодателю устанавливать сокращенную рабочую неделю, согласно 93-й статье Трудового кодекса.