in

Расследование «Медузы» и «Важных историй» о подставных понятых на службе у полицейских. Главное

Оперативный дежурный за работой
Оперативный дежурный за работой. Фото: Andrey Mironov / Wikipedia

Журналисты «Медузы» и «Важных историй» обнаружили более 140 «штатных» понятых, которые регулярно выступают в судах по наркотическим делам. Часто это знакомые оперативников, наркозависимые или судимые люди, которых используют для фабрикации уголовных дел.

142 «штатных» свидетеля

Журналисты исследовали почти 57 тысяч документов по 12 наркотическим статьям, которые выгрузили с сайта Мосгорсуда. Из текстов постановлений и приговоров они с помощью специально написанной программы извлекли имена и фамилии людей, которые встречаются в документах по разным делам. В итоге расследователи обнаружили 142 человека, которых полицейские периодически привлекали в качестве якобы независимых понятых с улицы, но на самом деле этих людей использовали для фабрикации дел. Как выяснили журналисты, все они неоднократно выступали в качестве понятых или покупателей во время проверочных закупок, могли иметь судимость или находиться под следствием по делам о наркотиках, либо же страдать от наркотической зависимости, чем и пользовались сотрудники правоохранительных органов. 

«Важные истории» и «Медуза» выложили в открытый доступ список с именами подозрительных свидетелей для того, чтобы «такие понятые больше не привлекались сотрудниками полиции к оперативно-разыскным мероприятиям». 

Кто чаще всего привлекал «штатных» понятых

В ходе расследования журналисты выяснили, что использование так называемых штатных понятых часто практикуется сотрудниками всех столичных УВД. Рекордное число таких случаев обнаружилось в УВД по ЗАО, сотрудники которого задерживали журналиста Ивана Голунова летом 2019 года. Это управление использовало 18 человек в качестве постоянных понятых. Сразу после дела Голунова Владимир Путин снял с должности главу УВД Андрея Пучкова, а пятерых его бывших подчиненных сейчас судят за превышение должностных полномочий, фабрикацию доказательств по уголовному делу и незаконное хранение наркотиков.

Андрей Пучков
Андрей Пучков. Фото: Управа района Фили-Давыдково

На втором месте — УВД по ВАО, в котором 13 понятых по очереди работали на следственных мероприятиях вместе с сотрудниками и пересекались друг с другом в разных делах. Например, понятой Олег Кокорев, исходя из текстов приговоров и апелляционных постановлений, был понятым четыре раза, дважды — закупщиком и один раз был условно осужден на три года за приобретение и хранение наркотиков в крупном размере. Помимо этого Кокорев как минимум трижды пересекался в разных делах с другими «штатными» понятыми УВД по ВАО. 

Далее следует УВД по СЗАО, где также 13 понятых не раз принимали участие в оперативно-разыскных мероприятиях одних и тех же полицейских. 

Как на подставных понятых реагируют судьи

Журналисты привели рассказ адвокатов, которые не раз указывали в судах на то, что в их деле понятые работают по указанию оперативников, привлекались по наркотическим статьям, а значит, не могут быть беспристрастной стороной и зависимы от сотрудников полиции. Судьи отвечали, что подтверждений словам адвокатов нет. 

Однако расследователи с помощью анализа приговоров обнаружили минимум 38 случаев, когда судьи встречались с понятыми не в первый раз, при этом не обращали внимание на нарушение закона и отправляли подсудимых в тюрьму по наркотическим делам. Например, судья Нагатинского районного суда Антон Филатов не менее 11 раз принимал показания «штатных» понятых и выносил после этого обвинительный приговор. А в Симоновском районном суде сразу несколько судей могли видеть на своих заседаниях по разным делам Алексея Гумбатова, который фигурировал как минимум в шести наркотических делах в роли закупщика или понятого. По меньшей мере по два раза его видели судьи Светлана Туманина и Наталия Репникова.

Что говорят сами понятые

Практически все герои расследования отказались отвечать на вопросы журналистов, но один из них решился дать комментарий — 30-летний Илья Орел, выпускник Московского политехнического университета и бывший участник прокремлевского движения «Наши». На вопрос журналиста, сколько раз молодой человек был понятым, Орел ответил «А вы считаете, сколько раз вы в минуту дышите?». Он вспомнил, что был понятым более шести раз, но он «не запаривается по этому поводу» и объяснил это тем, что просто живет рядом с отделом полиции. 

Некий Якоб Черный семь раз участвовал в оперативно-разыскных мероприятиях сотрудников УВД по Северо-Западному административному округу (СЗАО), Службы по СЗАО Управления ФСКН и Службы по СЗАО и городу Зеленограду Управления ФСКН. В общей сложности у этих ведомств по СЗАО журналисты обнаружили 22 «штатных» понятых. В четырех случаях Якоб Черный «работал» в паре с понятым Алексеем Сухопаровым.

В 2016 году на одном из судебных заседаний по наркотическому делу Черный прямо заявил Бутырскому районному суду, что не раз был понятым, но судья посчитал, что это не свидетельствует о его заинтересованности в деле. Подсудимого признали виновным и назначили ему 11 лет колонии. Через год дело было возвращено кассацией в первую инстанцию и рассматривалось уже другим судьей. В этот раз в показаниях Черного говорилось, что ранее сотрудники полиции Гайдуков и Горчаков ему знакомы не были, хотя на тот момент он минимум трижды был понятым по их просьбе. Эти противоречия не смутили судью: подсудимого приговорили к 10 годам и 9 месяцам лишения свободы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.