С 2016 года сотрудники правоохранительных органов стали в 2,5 раза чаще запрашивать доступ к телефонным биллингам и втрое чаще к банковским данным. При этом запросы на прослушку телефонных разговоров стали поступать реже. Коротко о том, с чем связан повышенный интерес силовиков к данным о соединениях между абонентами — в материале «МБХ медиа».
О том, что количество ходатайств на доступ к биллингам телефонов поступательно растет, свидетельствуют данные судебного департамента при Верховном суде, сообщает РБК. В 2016 году суды рассмотрели 126,3 тыс. запросов на доступ к биллингам, в 2018 году — 251 тыс., а в 2020 уже 312,6 тыс. При этом число запросов на прослушку телефонных разговоров и доступ к личной переписке заметно снижается. Если в 2015 году суды рассмотрели 243,8 тыс. таких ходатайств, то в 2017 году — 87 тыс., а в 2020 году всего 34 тыс.
По мнению экспертов, это связано с тем, что в 2015-2016 годах стали набирать популярность мессенджеры, использующие сквозное шифрование, и запросы прослушки уступили место запросам биллингов.
«Изначально прослушка была одним из самых быстрорастущих сегментов — если посмотреть на более раннюю статистику, то с 2007 по 2015 год шел постоянный рост. А с 2015 года пошло падение. Это как раз период бурного развития мессенджеров, люди стали задумываться о безопасности коммуникаций и пользе шифрования», — пояснил РБК руководитель проекта «Сетевые свободы» адвокат Дамир Гайнутдинов.
Рост запросов на получение доступа к биллингам специалист также связывает с тем, что они сами могут предоставить сотрудникам правоохранительных органов много информации: геопозиция пользователя, время и длительность интернет-сессий, история звонков и платежей — все это входит в биллинг.
«Весь этот огромный массив информации сейчас научились обрабатывать гораздо лучше, это чрезвычайно важные и информативные данные. Поэтому тут рост», — рассказал Гайнутдинов.
Это же объясняет, почему заметно сократилось количество запросов на прослушку разговоров. Раньше отдельного следственного действия по биллингам не было и силовики сначала получали разрешение на прослушку, а уже с его помощью получали доступ к биллингам. Когда появился отдельный запрос на получение телефонных биллингов, прослушку начали запрашивать только в тех ситуациях, когда аудиозапись действительно необходима.
Помимо запросов на доступ к биллингам также значительно увеличилось число ходатайств на предоставление данных о банковских счетах. В 2017 году, например, силовики запрашивали 139,3 тыс. разрешений, а в 2020 году уже 260 тыс. Адвокат бюро Q&A Сергей Шулдеев считает, что связано с ростом преступлений с использованием банковских счетов. Однако социолог Кирилл Титаев уверен, что правоохранители просто начали осваивать новую технологию.
Примечательно, что общий рост запросов биллингов и банковских данных происходит на фоне снижения числа осужденных и уголовных дел. С 2015 года по 2020 год количество дел о преступлениях, которые суды рассмотрели по существу, снизилось на 200 тыс. Таким образом, на каждое доходящее до приговора уголовное дело, приходится все больше запросов на ограничение права на банковскую тайну или тайну переписки и переговоров.