«Важные истории» опубликовали расследование о том, как сотрудники управления ФСИН по Владимирской области через пытки заключенных получают повышение по службе. Сейчас в подконтрольной владимирскому управлению ИК-2 «Покров» отбывает наказание по делу «Ив Роше» Алексей Навальный, который также жаловался на пытки бессонницей.
Пытки
Сообщения о пытках регулярно поступают из всех исправительных колоний Владимирской области, однако самым страшным местом для зэков стала ИК-3, которую в народе называют «Моторкой». По словам правозащитников, в 2018 году несколько десятков заключенных тюрьмы «Владимирский централ» (ФКУ Т-2) вскрыли себе вены в знак протеста против перевода в «Моторку». Никаких процессуальных решений по этому поводу принято не было, так как и начальник тюрьмы, и уполномоченная по правам человека области Людмила Романова отрицали это.
«У меня туда вывозили заключенного, [после этого] у него были зафиксированы ожоги: пытали электрическим током, руки, ноги, член привязывали к электрической машинке, — рассказал работавший во Владимирской области адвокат Валерий Шухардин.
Однако столкнуться с жестокими издевательствами сотрудников владимирского УФСИН могут и заключенные из других регионов. Последним громким инцидентом о пытках в «Моторке» стала история 24-летнего Никиты Журавлева и 28-летнего Дениса Тулякова, отбывающих наказание в Ульяновской области. В ночь с 18 на 19 мая 2020 года они находились в больнице медико-санитарной части УФСИН по региону. Журавлев был госпитализирован с туберкулезом, а Туляков находился в хирургическом отделении. В ту же ночь в больнице загадочным образом погиб другой заключенный — Иван Козлов. Его труп с несколькими колотыми ранами обнаружили висящим на лестничных перилах. Позднее судмедэксперты установили, что он действительно умер от удушения, а повешен был уже после смерти.
Как рассказал Журавлев, сотрудники УФСИН и Следственного комитета предложили ему и Тулякову либо взять вину на себя и дать признательные показания, либо обвинить других заключенных. В случае отказа их обещали перевести в другую колонию, где зэков «сломают и изнасилуют». Журавлев и Туляков отказались. Тогда правоохранители выполнили свое обещание. После отказала Журавлева этапировали во Владимирскую область, а Тулякова в Мордовию. Через несколько дней пребывания там оба дали признательные показания.
«Я думал, приехал по лечению туда. Я у них поинтересовался, по болезни привезли или как, на что мне сказали: “Нет, ты сейчас все узнаешь”», — рассказал Журавлев.
По его словам, по прибытии в «Моторку» Журавлева отвели в оперативно-воспитательный отдел, где другой заключенный без бирок сказал ему встать «на растяжку», то есть широко расставить ноги. После этого подошли еще несколько неизвестных, надели ему на голову маску и начали пытать. Журавлева били током по ногам, шее и паху, надевали ему на голову полотенце и лили воду, чтобы он не мог дышать, делали клизму с очень большим количеством воды. Через два дня издевательств заключенному предложили выбрать: дать признательные показания или стать жертвой изнасилования. Журавлев выбрал первое и написал явку с повинной.
Адвокат Юлия Чванова рассказала, что ее подзащитные также жаловались на жестокое обращение к заключенным во Владимирской области. Например, отбывавшим наказание в Т-2 круглые сутки через колонки громко включают музыку, правила внутреннего распорядка и хрюканье свиней одновременно. По возможности зэки пытаются использовать беруши, но они есть не у всех. По словам адвоката, это продолжается и по сей день.
Кроме того, во «Владимирском централе» надзиратели всячески препятствуют встречам заключенных и адвокатов. Например, не разрешают проводить свидания один на один под предлогом того, что у осужденного при себе может быть запрещенный предмет, и чтобы удостовериться в его отсутствии необходимо провести обследование прямой кишки. Суд признал такие действия незаконными, однако на ситуацию это никак не повлияло.
Карьерный рост
Причастные к пыткам в колониях сотрудники ФСИН постоянно получают повышения. По данным «Важных историй», в 2011 году руководителем самого крупного учреждения ФСИН в регионе — Т-2 «Владимирский централ» — стал Игорь Кулагин. До его прихода зэков избивали только в нескольких колониях, а теперь пытки распространены повсеместно: в ИК-2 «Покров», ИК-3 «Моторка», ИК-6 «Мелехово» и других.
«Во всех этих колониях сейчас творится ад», — считает правозащитник из фонда «Я выбираю жизнь» Дмитрий Кирсанов.
Спустя четыре года Кулагин стал замглавы владимирского УФСИН, в 2016 году — первым заместителем, а в 2019 году — начальником управления режима и надзора ФСИН. Именно это управление сейчас отвечает за режим во всех исправительных учреждениях России.
После повышения Кулагина «Владимирский централ» возглавил Андрей Климов. По словам бывшего заключенного Владимира Черных, пытки в тюрьме начались сразу после его прибытия. Кроме того, при нем в тюрьме погибли минимум два заключенных — Артем Аликин и Андрей Грачев. Однако на служебном положении Климова это отрицательно не сказалось: в 2019 году он стал заместителем Кулагина в управлении режима и надзора ФСИН.