in

«Заборона»: сбежавший из России тюремщик, организовавший систему пыток, скрывается на Украине

Василий Волошин
Василий Волошин. Кадр из видео: "Россия 24" / Youtube

Журналисты украинского портала «Заборона» совместно с представителями «Комитета против пыток» провели собственное расследование, в ходе которого выяснилось, что Василий Волошин, который во время работы начальником исправительной колонии №14 в Нижегородской области «построил систему пыток», переехал на Украину и свободно по ней передвигается. «МБХ медиа» публикует пересказ расследования.

Сообщения о пытках в ИК-14 в Нижегородской области были регулярными. Однако правозащитникам не удавалось привлечь виновных к ответственности: заключенных, рассказывавших об издевательствах, запугивали и заставляли отказаться от показаний, а сотрудники колонии уничтожали свидетельства избиений.

Осужденного Мираза Джавояна избивали ежедневно. Когда «активисты» — приближенные к администрации заключенные — поняли, что они перестарались, в очередной раз искалечив Джавояна, они принесли избитого в медчасть, а старший из них позвонил лично Василию Волошину, начальнику колонии. Тот сказал, чтобы осужденного напоили сладким кофе и записали его слова о том, что он просто упал с лестницы, на камеру.

У Мираза были разбиты ступни, он смог лишь прохрипеть что-то невнятное, в медчасть его принесли одетым только в штаны. Через несколько минут после прихода медиков Джавоян скончался. Все свидетели смерти заключенного написали в своих показаниях, что Мираз Джавоян сильно ударился при падении с лестницы.

В другом случае рентгеновский снимок заключенного, у которого были сломаны ребра после пыток, представитель администрации забрал у медработника, тоже осужденного. Медик рассказывал, что начальник оперативной части Алексей Ничивода сказал ему «не показывать врачам, подменить снимок, а этот принести ему в кабинет». На следующий день заключенный со сломанными ребрами умер.

Система пыток была выстроена в колонии следующим образом: у администрации был целый отряд «активистов», которые выполняли поручения начальства. В частности, по унижению других заключенных.  

«Активистам давали конкретные задачи. Сами они инициативу, как правило, не проявляли», — цитирует «Заборона» слова юриста «Комитета против пыток» Сергея Шунина.

Тем не менее ИК-14 считалась образцовой — правоохранителей не могли переубедить регулярные жалобы на пытки и издевательства. Но в какой-то момент их количество начало зашкаливать и были возбуждены уголовные дела: по факту смерти двух заключенных от побоев и за мошенничество и изнасилование, произошедшие в колонии. 

Волошин был отстранен от должности, и вскоре на него тоже завели уголовное дело, но за незначительные экономические преступления. После того как ему были предъявлены обвинения, бывший тюремщик сбежал на Северный Кипр, откуда невозможна экстрадиция в Россию. Через некоторое время Волошин вернулся на свою родину, на Украину, и там в марте 2020 был задержан совместными усилиями Интерпола, полиции Северного Кипра и Украины. Его поместили в одно из СИЗО Киева, где Волошин, как утверждает «Заборона» и подтверждает телеканал «Настоящее время», сидел в улучшенных условиях.

Позднее бывший начальник ИК-14 был отправлен под домашний арест на несколько месяцев, а в августе 2020 года он вышел на свободу. На этом его история взаимоотношений с правоохранителями заканчивается. Сейчас, как предполагает юрист Алексей Скорбач, украинская прокуратура могла закрыть дело. Все во многом из-за того, что он не обвинялся по серьезным делам, только в мошенничестве и других мелких преступлениях. «Волошин освободился от домашнего ареста и, очень вероятно, получил украинский паспорт… Его адвокаты в суде отмечали, что по происхождению он украинец, здесь живут его родственники, и он обращался в миграционную службу Украины по поводу получения гражданства», — написал Скорбач.

Сейчас в отношении Василия Волошина не ведется следствие и не выдвигаются никакие обвинения. Бывший тюремщик, который имел отношение к убийствам, издевательствам и пыткам над заключенными в России, спокойно живет на Украине. В начале апреля он приезжал в родное село на похороны племянника, а потом ездил в город Хмельницкий на свадьбу своей сестры.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.