Министр семьи и труда Башкирии Ленара Иванова на совещании регионального правительства объяснила резкий рост безработицы в республике во время пандемии «увеличением социальных выплат». Доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра занятости и социально-трудовых отношений Института экономики РАН Марина Баскакова рассказала «МБХ медиа», корректно ли устанавливать прямую связь между этими явлениями.
Министр семьи и труда Башкирии Ленара Иванова на заседании регионального кабмина заявила, что во время пандемии уровень безработицы в республике увеличился в пять раз по сравнению с 2019 годом. Только к 2021 году ситуация улучшилась и число безработных снизилось на 19 тысяч человек. Сейчас, по информации министра, в Башкирии до 108,4 тысяч безработных.
Но вот объяснение этому факту министр привела довольно оригинальное. «Причинами этого (безработицы — «МБХ медиа») стало повышение пособия по безработице, специальные доплаты в размере 3 тысяч рублей на каждого ребенка безработных граждан, возможность получения дополнительных социальных выплат, а также тот факт, что граждане могли зарегистрироваться в качестве безработных, не выходя из дома», — заявила Иванова.
Эта мысль звучит не впервые. Аналогичное заявление в августе 2020 года делала замдиректора Центра занятости населения башкирского Нефтекамска Ирина Семинихина. По ее словам, тогда в городе наблюдался «кадровый голод», причем именно из-за высоких, по ее мнению, пособий.
«Как правило, малоимущие семьи — это многодетные, то есть три ребенка — это уже почти 15 тысяч рублей, выше МРОТ. Зачем человеку работать, если он может получать в центре занятости эти деньги», — сказала тогда она.
Через несколько месяцев премьер-министр республики Андрей Назаров рассказал, что пик безработицы в регионе пришелся конец лета — начало осени 2020 года. В сентябре на учете в службе занятости в республике состояли более 129 тысяч граждан.
На самом деле, социальные выплаты не могут оказать серьезного влияния на уровень безработицы, так как затрагивают жизнь очень небольшой доли россиян, считает сотрудник Центра занятости и социально-трудовых отношений Института экономики РАН Марина Баскакова Марина Баскакова.
«Если социальные выплаты становятся хоть как-то сопоставимы с минимальной заработной платой, то часть населения, имеющая большие нагрузки дома, находит для себя возможным уйти с рынка труда. Но это распространяется на очень небольшую группу людей, которые получают очень маленькую зарплату и чья работа не предусматривает карьерного роста», — рассказала она «МБХ медиа».
Эксперт пояснила, что отказаться от работы из-за пособия могла бы, например, многодетная мать, которая вынуждена одна заботиться о детях и параллельно работать. Если выплаты позволяют ей хотя бы минимально обеспечить свою семью, работать становится не выгодно.
Баскакова также подчеркнула, что сейчас в стране нет проблемы с ростом безработицы. «У нас сейчас безработица падает. Ее уровень сейчас 5,9% по стране. Даже для простого нормального функционирования экономики безработица нужна», — пояснила она.