В ночь с 11 на 12 июля в петербургском СИЗО-1 «Кресты» произошел бунт из-за жары, сообщили члены ОНК Санкт-Петербурга Елена Шахова и Роман Ширшов.
18 июля Шахова и Ширшов пришли в «Кресты», чтобы проверить информацию о бунте. Они обнаружили телесные повреждения у двоих заключенных — Д. (24 лет) и М. (35 лет). У Д. — кропоподтеки на лице и руках, у М. — гематома на ступне ноги.
Члены ОНК опросили заключенных. Заключенные рассказали, что в камерах не работала вентиляция, а форточки из-за железных ограничителей можно открыть только, оставив небольшую щель.
Заключенные одной из камер 5-го отделения вынули часть окна, чтобы воздух попал в камеру. После этого сотрудница СИЗО попросила их вернуть часть окна на место, но заключенные не ответили ей, потому что совершали намаз, а также потому, что хотели проверить камеру перед сном.
Около полуночи в камере провели внеплановый обыск. Заключенных вывели в коридор, надели наручники. Двоих избили и отправили в спецблок.
Д. рассказал, что у сотрудников, которые избивали заключенных, были отключены видеорегистраторы.
Д. также рассказал, что около 2-х часов ночи заключенные других камер «Крестов» начали кричать из окон, поджигать вещи и выбрасывать их из окон камер. Видео этого попало в интернет.
Члены ОНК сообщили, что в большинстве камер СИЗО были открыты «кормушки» для поддержания циркуляции воздуха. В камерах, в которых «кормушки» были закрыты — в карцере, спецблоке или некоторых камерах основных корпусов «Крестов», было очень жарко и душно.
Во многих камерах форточки с рам были сняты, и помещения хорошо проветривались. Заключенные рассказали, что «кормушки» разрешили держать открытыми как раз около недели назад, после бунта.
Ранее УФСИН по Петербургу сообщила, что крики и шум, доносившийся из СИЗО «Кресты» в ночь на 12 июля, были связаны с просмотром заключенными финала Евро-2020.