ЕСПЧ присудил 150 тысяч евро родным Эльдара Оразбаева, Муслима Зулькарнаева и Тимура Сатабаева, пострадавшим от пыток в Оперативно-розыскной части-2 (ОРБ-2) Чечни. Об этом «МБХ медиа» сообщили в пресс-службе «Правовой инициативы», чьи адвокаты подавали жалобы от лица пострадавших в суд.
Обвиненный в терроризме и принадлежности к незаконным вооруженным формированиям Эльдар Оразбаев был этапирован в Чечню и 20 ноября 2004 года был помещен в изолятор временного содержания в ОРБ-2 в Грозном.
По словам Оразбаева, по пути к ОРБ-2 сотрудники надели на него наручники, а на голову — полиэтиленовый пакет. В ИВС его избили, потребовали подписать признательные показания, силовики приковали его наручниками к батарее отопления, били кулаками и ногами по всему телу, били дубинками, пытали электрическим током и душили полиэтиленовым пакетом.
Пытки проходили регулярно — 27 ноября 2004 года сотрудники милиции снова избили Оразбаева, заставив его подписать нужные документы. Пытки повторялись несколько раз. Мать Оразбаева несколько раз пыталась подать заявление в суд, но в суде указывали, что медицинские записи и журналы ОРБ-2 были уничтожены в связи с истечением срока их хранения.
В жалобе другого пострадавшего — Муслима Зулькарнаева — было указано, что в апреле 2006 года его задержали у его дома в селе Солтово Волгоградской области. Мужчину посадили в машину, отвезли в неизвестное здание, где надели ему на голову пластиковый пакет и приковали наручниками к батарее отопления.
При этом силовики сообщили, что принадлежат к Главной разведывательной службе («ГРУ»). Мужчину заставили подписать документы, содержания которых он не видел, если его ответы не удовлетворяли офицеров, они били его по голове. После этого его доставили в Волгоградское УБОП, где приковали к батарее и после избиений заставили признаться в преступлениях, связанных с терроризмом.
22 мая 2006 года заявитель отказался от своих признательных показаний и заявил, что они были даны под принуждением. Его перевели в следственный изолятор № 1 в Грозном, где с мая по декабрь 2006 года он регулярно доставлялся в ОРБ-2 и Ножай-Юртовский ИВС для допросов, где он регулярно подвергался жестокому обращению.
В жалобе третьего заявителя — Тимура Сатабаева — указано, что его задержали 5 марта 2002 года по время спецоперации в Октябрьском районе Грозного. По словам Сатабаева, во время задержания его жестоко избили, после его привезли в ИВС УВД Чеченской Республики, где сотрудники милиции приковали его наручниками к батарее отопления и били резиновыми дубинками по спине, ногам и в области паха, пока он не подписал признательные показания в совершении террористических актов.
7 марта 2002 года мужчину перевели в ОРБ-2, где его били его кулаками и ногами и пластиковыми бутылками с водой. По словам пострадавшего, один раз его, надев противогаз на голову, ударили током по ушам и пальцам правой руки. Также сотрудники милиции дважды прижигали ему спину и один раз сигареты на лбу, они оставили его висеть на наручниках, прикрепленных к двери. После пыток, 15 марта 2002 года, заявитель подписал документы, которые ему дали, не читая их содержания.
ЕСПЧ изучил факты дел и признал нарушение статей 3 Конвенции (запрещение пыток) и 13 (право на эффективные средства правовой защиты).