В прошлый раз мы прогулялись по Омску Достоевского, сегодня же мы посмотрим места, связанные с единственным в истории человеком, носившим титул «Верховный правитель России». Александр Колчак личностью был незаурядной. В мирное время он достиг высот на научном поприще, снискав репутацию блестящего ученого-океанографа, исследователя Российского Севера, в военные годы проявил себя талантливым флотоводцем. Но в истории страны он запомнился, прежде всего, другим.
В обществе знаменитого адмирала воспринимали как героя. И потому приезд Колчака в Омск 13 октября 1918 года стал событием. Столицей антибольшевистской России Омск стал в июне 1918 года, вместе с приходом к власти Западно-Сибирского комиссариата Временного правительства (Директории). Правда, поначалу Колчак и не думал оставаться здесь надолго: он планировал пробраться на юг, где воевал Деникин, но в силу обстоятельств задержался и вскоре — не без колебаний — принял предложение войти во Временное правительство в качестве военного и морского министра. В ночь на 18 ноября 1918 года в Омске произошел военный переворот, в результате которого члены правительства и военные, недовольные слишком либеральной политикой Директории, провозгласили Колчака Верховным правителем Белой России, наделив его «диктаторскими полномочиями».
Сам Колчак в перевороте не участвовал, хотя, вероятно, знал о его подготовке: со времени приезда он квартировал у одного из главных заговорщиков, коменданта омского гарнизона, полковника Вячеслава Волкова: его двухэтажный особняк был расположен на улице Фабричной, 5 (ул. Пушкина, 74). Высокопоставленному постояльцу выделили комнаты на втором этаже, где он прожил чуть больше полутора месяцев.
Вячеслав Волков вскоре после переворота получил чин генерал-майора и отправился воевать с красными; он погиб в бою в феврале 2020 года.
Добраться до особняка Волкова быстрее всего от остановки «Голубой огонек». Нужно пройти вверх по улице Чокана Валиханова до ее пересечения с улицей Пушкина. Угловое здание, много лет занимаемое районным Военным комиссариатом, — и есть интересующий нас дом. В годы Второй мировой войны отсюда на фронт отправилось свыше 70 тысяч омичей.
В 2016 году областной Минкульт предписал военным провести ремонтно-реставрационные работы в здании, признанном памятником архитектуры регионального значения. Однако их по сей день не выполнили.
Если от «Голубого огонька» проехать одну остановку до «Транспортной академии», то можно полюбоваться на ставку Колчака, под которую приспособили филиал омского Управления железной дорогой.
Здание на улице Московской (просп. Карла Маркса, 35/3) строили с 1914 по 1916 годы. Еще год потратили на отделочные работы и декор. Главным скульптором назначили чеха Франтишека Винклера (к тому времени он успел выполнить несколько заказов в Омске). Пикантность ситуации в том, что Винклер был военнопленным. Его конвоировали в Омск вместе с тысячами других солдат и офицеров австро-венгерской армии. С легкой руки Винклера на фасаде здания до сих пор красуются четыре аллегорических скульптуры в необарочном стиле. Имена у «железнодорожных богинь» соответствующие: «Тяга», «Путь», «Движение» и «Управление».
Не обратить внимание на такой роскошный объект недвижимости в условиях катастрофической нехватки свободных площадей белые, естественно, не могли — в здании разместили сначала Министерство путей сообщения и военное ведомство, а затем и ставку Колчака. Известно, что здесь адмирал проводил совещания. Также тут был один из трех его рабочих кабинетов в Омске.
В музее университета до сих пор можно найти два кожаных кресла, которые были заказаны и привезены для Верховного правителя из Европы.
После возвращения Советов в здание вновь заселились железнодорожники. В 1961 году Управление переехало в Новосибирск, а освободившиеся площади перешли институту инженеров железнодорожного транспорта, с 1997 года превратившемуся в университет путей сообщения (ОмГУПС).
Следующая точка на карте — генерал-губернаторский дом (ул. Ленина, 23), который современники охотнее именовали дворцом. И улицу, на которой он стоял, назвали Дворцовой. Чтобы попасть сюда, нам придется проехать три остановки от «Транспортной академии», выйти на «Площади Ленина», перейти дорогу по подземному переходу, пересечь сквер. Дорога приведет нас прямо к дверям двухэтажного палаццо с балконом.
О строительстве здания, в котором можно было бы с комфортом размещать членов императорской фамилии, ходатайствовал в 1851 году Западно-Сибирский генерал-губернатор Густав Гасфорт. Его прошение одобрили, однако пожить в новом доме он не успел: дворец доделали в 1862 году, а Гасфорт ушел в отставку и покинул Омск в 1861-м.
Здание было построено в классическом стиле с элементами неоренессанса. Над домом высился флагшток для имперского черно-желто-белого флага. В XIX веке Омск наряду с четырьмя другими городами — Москвой, Санкт-Петербургом, Тифлисом и Варшавой — имел привилегию в дни торжеств поднимать государственный флаг.
В 1917 году дворец реквизировали, превратив его в Дом Республики. Летом 1918 года Дом Республики «трансформировался» в Дом Свободы: в нем расположились штаб Сибирской армии, правительство и канцелярия Колчака. Здесь же находился второй рабочий кабинет Верховного правителя.
С приходом красных в ноябре 1919 года губернаторский дом занимали последовательно штаб 5-й Армии, губревком, губисполком, детский дом. В 1924 году здание передали Западно-Сибирскому Краевому музею.
В наши дни помещения дворца занимают фонды и экспозиции Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля.
Кстати, в разное время во дворце останавливались не только члены императорской фамилии, но и знаменитый путешественник Михаил Пржевальский, зоолог, автор «Жизни животных» Альфред Брэм, «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская (в 1917 году она возвращалась через Омск из ссылки), художник и философ Николай Рерих.
В 1980 году генерал-губернаторский дом включили в перечень памятников истории и культуры Омской области. Здание во многом сохранило свой первозданный облик, хотя интерьеры из-за многочисленных перепланировок почти полностью утрачены. Зато до сих пор радует глаз великолепная чугунная лестница с ажурными перилами, которую делали под заказ мастера Каслинского завода.
Выйдя из музея, повернем налево и пойдем прямо по улице Броз Тито до ресторана «Колчакъ». Рядом с рестораном находится единственный в городе памятник адмиралу — небольшой монумент из бетона и меди. В теплое время года рядом с ним бьет фонтанчик. Других изваяний Колчака в Омске до сих пор нет. Установке памятника противятся коммунисты. Для них глава Белой России — «военный преступник», «палач» и «кровавый адмирал».
У ресторана повернем влево, на улицу Ильинскую, и пройдем до центрального ЗАГСа — он стоит как раз на углу. А рядом с ним, на Иртышской Набережной, 9 (бывшей Береговой улице), — особняк Батюшкина. Это здание с 15 декабря 1918 года и вплоть до отъезда Колчака из Омска 12 ноября 1919 года служило ему личной резиденцией.
Владелец здания — Капитон Батюшкин — в 36 лет уволился в отставку из Министерства народного просвещения и занялся общественной деятельностью. Дом на Береговой задумывался им как доходный. Ко времени окончания всех работ (они растянулись с 1901 по 1906 годы) Батюшкин изменил решение и поселился в особняке сам — с женой Елизаветой и семью детьми.
Дом, сочетающий элементы рококо и барокко, был едва ли не самым благоустроенным во всем городе и, может даже, во всей Западной Сибири. В нем имелись электричество, два камина, водопровод, телефон, отопление с автономной котельной, воздухоотвод, система вентиляции. К тому же особняк был полностью каменный, что тоже встречалось крайне редко.
В 1918 году белые вынудили Батюшкина сдать им дом, но аренду при этом платили исправно.
Обустраивать быт Верховному правителю помогали 260 человек, включая охрану.
О том, как выглядели его будни, Колчак рассказывал в письмах жене Софье: «Я или на фронте, или в своем кабинете в Омске, зачастую не имея в течение дня полчаса свободных от работы. Все развлечения сводятся к довольно редким поездкам верхом за город да к стрельбе из ружей — я последнее время почему-то полюбил это занятие… Часто мне приходится работать одному по ночам в своем кабинете, и я завел себе котенка, который привык спать на моём письменном столе и разделяет со мной ночное одиночество».
С приходом Советов особняк стал переходить от одного владельца к другому: Сибирское управление военно-учебных заведений, детдом, ГубЧК, НКВД, КГБ, детский туберкулезный санаторий, чертежный цех Омской картографической фабрики, центральный отдел ЗАГС. В 2012 году, после второй реставрации (первая была в конце 1980-х), здание, признанное памятником истории и культуры регионального значения, отдали Центру изучения истории Гражданской войны. А Дворец бракосочетаний переехал в построенный по соседству новодел в псевдостаринном стиле.
В особняке Батюшкина уцелели в первозданном виде входной тамбур, двери, окна, подоконники, лепнина, частично фурнитура. Кроме того, в Центре действуют экспозиции, рассказывающие о том историческом периоде, и оборудован мемориальный кабинет Колчака. Здесь нет вещей, принадлежавших Колчаку, но воссоздан дух и атмосфера той эпохи. Мебель имитирует антиквариат кабинете антикварная — конца XIX — начала XX вв. Над столом возвышается восковая фигура Александра Васильевича в военно-морском мундире адмирала.
От особняка Батюшкина тем же путем вернемся к улице Ленина, где повернем налево и прогуляемся пешком по улице Ленина (бывшему Чернавинскому проспекту), через мост до Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы — главного храма Белой России.
Строительство Успенского собора по проекту архитектора Эрнеста Вирриха началось в 1891 году. Первый камень в его основание заложил 23-летний цесаревич Николай Александрович, возвращавшийся из Японии и сделавший на несколько дней остановку в Омске (жил он, кстати, в уже знакомом нам генерал-губернаторском дворце).
Освящение собора прошло в сентябре 1898 года.
В те времена, когда Омск стал «третьей столицей», архиепископом Омским и Павлодарским был Сильвестр (Ольшевский). Он всячески поддерживал Белое движение, служил литургии и молебны о «ниспослании Божией помощи в трудах Верховному Правителю» (цитируем заметку из газеты «Сибирская речь» 1918 года) и благословил Колчака после того, как тот принял присягу Верховного Правителя.
Сам адмирал тоже не забывал дорогу в храм и даже вместе с членами правительства принял в марте 1919 участие в крестном ходе по городу.
Архиепископ Сильвестр после ухода белых остался в городе. До сих пор остается открытым вопрос, принял ли он мученическую смерть от руки большевиков или умер от тяжелой болезни. В 2000 году Сильвестр Омский был прославлен в лике священномученика. Однако с 2018 года его по решению РПЦ стали именовать священноисповедником — вплоть до устранения биографической неясности.
При Советах Успенский собор на четыре года перешел в распоряжение обновленцев из РПЦ, а затем пустовал. В 1933 году колокола собора отправили в переплавку, в 1934 году вывезли церковную утварь в музей атеизма, в 1935 году взорвали храм.
Восстановление главного собора Омской епархии началось в 2005 году и велось по фотографиям утраченного оригинала. Церемония освящения и открытия храма прошла 15 июля 2007 года.
18 ноября 1918 года местные газеты напечатали текст обращения Колчака, в котором он объявил, что «приняв Крест этой власти» не пойдет «ни по пути реакции, ни по гибельному пути партийности». И перечислил свои главные цели: создание боеспособной армии, победа над большевизмом и установление законности и правопорядка, чтобы в будущем «народ мог беспрепятственно избрать себе образ правления, который он пожелает, и осуществить великие идеи свободы». Был ли у Колчака шанс реализовать свои амбициозные замыслы?
Те, кто сталкивался с ним в Омске, вспоминали о его искреннем и бескорыстном стремлении служить идее восстановления единой России, о его честности, энергичности, трудоголизме. Однако же управленческих качеств, опыта в государственных делах ему явно не доставало. Колчак был военным, но не политиком. Осенью 1919 года удача от него окончательно отвернулась. Добровольческая армия терпела одно поражение за другим. Омску грозил голод, и пришлось срочно вводить продуктовые карточки.
12 ноября Колчак выехал из Омска на поезде, а два дня спустя в город вошла Красная армия под командованием Тухачевского.
В начале января 1920 года командующий союзными войсками генерал Жанен согласился передать Колчака «иркутским властям». 7 февраля 1920 года адмирал Колчак и председатель Совета Министров в колчаковском правительстве Виктор Пепеляев были расстреляны большевиками в Иркутске. Ряд исследователей считает, что приказ о расстреле был отдан лично Лениным.
Александр Колчак до сих пор так и не реабилитирован.