«Мемориал» направил обращение в Комитет министров Совета Европы, в котором попросил проверить неисполнение постановлений Европейского суда по права человека (ЕСПЧ), принятых в отношении экс-главы отдела внутренней экономической безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексея Пичугина. Об этом сообщила «МБХ медиа» юрист «Мемориала» Татьяна Глушкова.
«В направленном в Комитет Министров документе мы просим Комитет на основании статьи 46(4) Конвенции обратиться в ЕСПЧ с запросом о том, не является ли сложившаяся ситуация нарушением обязательства государства исполнять постановления Европейского суда», — сказала она.
Глушкова отметила, что Комитет министров весьма неохотно идет на применение статьи 46(4) даже в ситуациях, когда неисполнение и нежелание государства исполнять постановление ЕСПЧ является очевидным. «До сих пор эта процедура применялась только один раз — в отношении постановления по делу Ильгара Мамедова против Азербайджана. В результате применения этой процедуры Мамедов был освобожден условно. Мы надеемся, что ввиду исключительности ситуация Алексея Пичугина эта процедура будет применена и в его деле и принесёт положительный результат», — сказала юрист.
Она напомнила, что ранее ЕСПЧ вынес два постановления по двум уголовным делам Пичугина — в 2012 и 2017 годах, в обоих случаях было признано, что процессы по его делам были проведены с нарушением права на справедливый суд. По мнению ЕСПЧ, наиболее эффективным способом восстановления этого права является отмена приговора и проведение нового судебного процесса, однако российский Верховный суд отказался это сделать.
Глушкова отметила, что Пичугин в 2015 и 2017 годах подавал ходатайства о помиловании, которые были отклонены. 10 марта 2020 года он вновь подал ходатайство о помиловании на имя Владимира Путина.
В 2007 году экс-глава отдела внутренней экономической безопасности нефтяной компании ЮКОС Алексей Пичугин был приговорен к пожизненному лишению свободы по обвинению в организации убийств и покушений якобы в интересах главы компании Михаила Ходорковского. Своей вины он не признал.