Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил, что в российские НКО из-за рубежа поступили 80 млрд рублей и «не все для благих целей», говорится в расшифровке беседы, опубликованной на сайте Кремля.
«Хотел бы несколько слов сказать по НКО. Продолжает иностранное финансирование поступать сюда, и не все для благих целей. Где-то порядка 80 млрд рублей мы отслеживаем, мы пытаемся понять», – сказал Чиханчин.
На уточняющий вопрос о том, действительно ли речь идет о поступлении такого объема средств из иностранных источников, Чиханчин ответил положительно.
«Из-за рубежа, да. Из иностранных, в том числе и тех, которые идут на определенные степени деструктивности», – сказал он.
«Мы плотно работаем с ФСБ по каждому. Есть направления, отрасли, куда наибольшее количество денежных средств выделяется – это система образования, то есть учебные заведения и прочее», – добавил глава Росфинмониторинга.
В разговоре с Путиным он также рассказал об исполнении поручения президента о частичной декриминализации ст. 282 УК об экстремизме.
«С 7 января заработала статья по декриминализации. Мы только за этот месяц исключили из списка террористов порядка 60 человек, то есть пересмотрели подходы, и сейчас продолжается работа с Генеральной прокуратурой, силовыми ведомствами», – рассказал Чиханчин.
В конце февраля правозащитники из Amnesty International опубликовали доклад «Закон как инструмент подавления: Глобальное наступление на организации гражданского общества». Согласно этому исследованию, за последние годы Россия стала лидером по ограничению деятельности НКО в стране.
«Российский закон об „иностранных агентах“ задал тон для принятия драконовских законов по НКО на постсоветском пространстве и даже за его пределами. В частности, принятые в 2013 году в Азербайджане поправки в закон о неправительственных организациях ужесточили требования о регистрации и ограничили иностранное финансирование НКО без разрешения Минюста суммой в 200 манатов (117 долларов США)», — говорилось в докладе.
Кроме того, еще один «репрессивный российский закон» был принят в 2015 году и проходил под заголовком о «нежелательных организациях». Согласно ему, во внесудебном порядке можно запретить деятельность любых иностранных организаций «на основании расплывчатой формулировки» о создании с их стороны «угрозы основам конституционного строя».