28 января прокурор Пермского края Андрей Юмшанов вернул на дополнительное расследование в СКР уголовное дело о групповом хулиганстве, «совершенном по мотивам политической ненависти или вражды» к Владимиру Путину. Об этом стало известно на заседании краевого суда, где рассматривалась жалоба защиты на ограниченный до девяти часов срок ознакомления с 5-томным уголовным делом. В тяжком преступлении обвиняются трое молодых жителей Перми – Данила Васильев, Александр Шабарчин и Александр Эткин (Котов), которые привязали к столбу манекен «с изображением действующего президента РФ и надписями “Лжец”, “Военный преступник Пыня В.В.”»
Манекен как улика
Событие случилось еще 11 ноября 2018 года в центре Перми. Полиция усмотрела признаки хулиганства и возбудила 26 декабря 2018 года уголовное дело. Поскольку Данила Васильев в то время был несовершеннолетним, расследование передали в СКР. Подшив улики в пять томов, следователь по особо важным делам Алексей Андрианов предъявил 20 декабря 2019 года обвинение Даниле Васильеву, Александру Шабарчину и Александру Эткину (Котову). По части 2 статьи 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору») каждому грозит до 7 лет лишения свободы.
В тот же день, в пятницу 20 декабря, обвиняемым и защите было предложено ознакомиться с 5-томным делом и вещдоками – в том числе с манекеном-уликой.
«Извещение отправлено в пятницу около 8 часов вечера по факсу. Я узнала о нем только утром в понедельник 23 декабря», — сообщила на заседании Пермского краевого суда адвокат Анастасия Шардакова, защищающая Александра Эткина (Котова).
Усмотрев в действиях обвиняемых и защиты умышленное затягивание, следствие попросило суд ограничить эту процедуру до 26 декабря. В этот день истекал срок годичного расследования. Судья Ленинского районного суда Перми Наталья Гонштейн 25 декабря так и поступила, установив срок – до 16 часов 26 декабря 2019 года.
От следователя – к врачу
«Прошу приобщить к делу мои медицинские документы, которые из-за нехватки времени я не смог предъявить в районном суде, — попросил 28 января 2020 года на слушаниях своей апелляционной жалобы 25-летний обвиняемый Александр Эткин (Котов). — У меня имеются хронические заболевания, из-за которых именно в те дни стало плохо, и я вынужден был уехать от следователя в больницу».
Адвокат Анастасия Шардакова подтвердила, что ее подзащитный действительно не смог знакомиться с уголовным делом из-за ухудшения здоровья и назвала поведение следствия «недобросовестным». По ее подсчетам, районный суд отвел на окончание процедуры всего девять часов.
«Я успел ознакомиться с двумя томами. Я говорил в районном суде, что на один том мне надо два дня. В деле много юридических терминов, — заявил 28 января в апелляционной инстанции Пермского краевого суда 21-летний обвиняемый Александр Шабарчин. — Все это было сделано с внезапностью, чтобы нас врасплох застать, чтобы меньше времени дать на ознакомление. Новая экспертиза противоречит прежней, нам надо подготовиться».
«Спешка обусловлена нежеланием продлевать срок следствия. Адвокату достаточно одного дня, чтобы качественно ознакомиться с одним томом. Обвиняемому надо больше времени. И потом – пять томов, трое обвиняемых, трое защитников», — поддержал своего доверителя адвокат Максим Филиппов.
Мотивы неизвестны
Прокурор Евгений Лялин зачитал 28 января в апелляционной инстанции телефонограмму из краевой прокуратуры. Оказывается, накануне зампрокурора Прикамья Андрей Назаров отказал СКР в утверждении обвинительного заключения. А 28 января прокурор региона Андрей Юмшанов отклонил просьбу следствия об отмене такого решения – и вернул уголовное дело на дополнительное производство.
Тем не менее 28 января 2020 года судья Пермского краевого суда Елена Долгих оставила без изменения постановление районного суда об ограничении срока ознакомления с делом, который истек еще 26 декабря 2019 года.
«Будем жаловаться в кассацию, ведь она теперь не в Перми, а в Челябинске», — сообщил «МБХ медиа» адвокат Максим Филиппов.
Ни прокурор Евгений Лялин, ни оба защитника не смогли назвать причины возврата уголовного дела на дополнительное расследование.
«Там нет никакого состава преступления. СКР сам не хотел заниматься всем этим – и вот», — сказала адвокат Анастасия Шардакова.
Обвиняемые оставлены под подпиской о невыезде.