in

Забастовка итальянская и по ТК: как законно отстаивать свои трудовые права

Забастовка шахтеров. Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Право на забастовку гарантировано россиянам 37 статьей Конституции, а процедура ее организации — Трудовым кодексом (ТК). При этом в России забастовок гораздо меньше, чем на Западе — 59 штук за 2018 год. Возможно, это связано с большим количеством бюрократических процедур, которые необходимо пройти для организации забастовки в России, и нежеланием Минтруда разрешать споры. «МБХ медиа» вместе с сопредседателем межрегионального профсоюза медицинских работников «Действие» Андреем Коновалом и юристом «Конфедерации труда России» Дмитрием Якушевым рассказывает, как организовать забастовку на законных основаниях и чем отличается итальянская забастовка от забастовки по ТК.

Поводы для забастовки

Порядок проведения забастовки регулируется Трудовым кодексом. Согласно статье 398, забастовкой считается полный либо частичный отказ работников от исполнения служебных обязанностей, целью которого является разрешение трудового спора. Верховный суд в своем определении подчеркивает, что наличие трудового спора обязательно для объявления забастовки.

К коллективному трудовому спору относится ограниченный круг вопросов: заработная плата, установление или изменение условий труда, отказ работодателя учитывать мнение сотрудников или профсоюза при принятии локальных нормативных актов.

 

Подготовка

Организация забастовки должна происходить по установленной процедуре, иначе работодатель имеет право засчитать сотрудникам прогулы. Чтобы все было по закону, работникам необходимо выдвинуть работодателю письменные требования (ст. 399 ТК РФ).

Для этого нужно сначала провести собрание работников организации или ее отдельного структурного подразделения. На нем должны присутствовать более половины работников. Бывает, что провести собрание нет возможности, например, если предприятие крупное, разбросано в разных частях города или региона, а также если люди работают в сменном графике и не пересекаются друг с другом. Собранию может препятствовать и сам работодатель, отмечает Андрей Коновал. Тогда достаточно подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

Забастовка на заводе «Форд» в Ленинградской области, 2007 год. Фото: Замир Усманов/ ТАСС

Далее работники должны сформулировать свои требования и передать их работодателю в письменном виде. Он обязан их принять к рассмотрению и дать ответ в течение двух дней. Для объединения работодателей  — срок 3 недели. Затем начинается этап примирительных мероприятий. До их проведения нельзя начинать саму забастовку.

«Представители работников и работодатель садятся за стол переговоров и желательно под протокол ведут беседу, в ходе которой пытаются достичь компромисса. Тут жесткого регламента нет», — объясняет Андрей Коновал. Также примирительные процедуры могут идти с участием посредника — Министерства труда. «В министерство нужно отправить сообщение с просьбой принять участие в урегулировании. Они обязаны отреагировать. Другое дело, насколько они будут искренними и объективными. Учитывая нашу систему, они, скорее всего, будут на стороне работодателей», — комментирует Коновал.

Если спор не будет урегулирован, то можно обратиться к трудовому арбитражу — это временный орган, куда Минтруд набирает специалистов из других предприятий, которые должны помочь урегулировать спор. Это редкая практика, от которой работодатель чаще всего уклоняется, утверждает Дмитрий Якушев. По его словам, в профсоюзной практике чаще всего распространены выходы на забастовку вне этой процедуры, потому что забастовку незаконной может признать только суд, и в этот промежуток времени у работников есть шанс отстоять свои права.

 

Проявление решимости

Через три дня после начала примирительных мероприятий работники могут провести предупредительную забастовку — о которой нужно предупредить работодателя за два дня. Она может пройти один раз и только в течение часа. Она необходима для демонстрации решимости работников и оказания давления на работодателя, говорит Коновал.

«В прошлом году в Уфе, где машины скорой помощи отданы на аутсорсинг, водителей перевели на индивидуальных предпринимателей, чтобы уйти от налогообложения. Там была задержка зарплаты. Они митинговали всего лишь полчаса и работодатель быстро отреагировал. Заявил, что погасят задолженность, и это было сделано», — добавляет он.

 

Штрафы для работодателя

Если стороны не уладили конфликт, работодатель не исполняет соглашение или решение трудового арбитража, то сотрудники могут начинать забастовку — но перед этим нужно снова провести собрание или собрать подписи. Обязанность предоставить помещение возлагается на работодателя (ст. 410 ТК РФ). В новой редакции трудового кодекса продолжительность забастовки не регулируется.

Если работодатель считает забастовку незаконной, он может это доказать только через суд. За нарушение соглашения работодатель может получить штраф, но всего от 2000 до 4000 рублей. «Большую свободу маневра в этой ситуации имеет работодатель, потому что устанавливает режим работы, правила работы предприятия и так далее», — комментирует Коновал.

После принятие решения большинством работников, они обязаны письменно известить о предстоящем отказе от работы за пять рабочих дней до начала забастовки. Для этого есть специальная форма. Если забастовку объявил профсоюз, то срок увеличивается до семи рабочих дней. Затем работодатель обязан уведомить о забастовке Федеральную службу труда и занятости. За принуждение к отказу от забастовки работодателю может грозить административная ответственность по ст. 5.40 КоАП РФ (штраф 1000-2000 рублей).

«По практике профсоюза «Действие» особого смысла вникать в тонкости забастовочных процедур нет по причине того, что это очень сложная процедура: решение о забастовке должно приниматься большинством голосов несколько раз на разных этапах, что в условиях крупного учреждения и предприятия невозможно, — комментирует Коновал. — Все забастовки, хоть сколько-нибудь значимые, проводятся в обход, через использование прорех в процедуре организации забастовок».

Минимум необходимых работ

В ряде случаев работникам придется договориться о минимуме необходимых работ. «Он нужен для предотвращения общественной безопасности: например, если у вас котельная, которая обслуживает город, а вы отключаете теплоснабжение, у вас там лопаются трубы и все рушится», — объясняет Коновал. В таких случаях сотрудники отрабатывают определенное количество часов день.

Итальянская забастовка врачей скорой помощи в Пензе, 27 мая 2019 года. Фото: Евгений Малышев / «7×7»

Работодатель не имеет права увольнять рабочих во время законной забастовки. Однако технически это возможно и сотруднику для восстановления придется обращаться в суд, где он в случае выигрыша может получить компенсацию зарплаты за пропущенные рабочие дни или даже за моральный вред. Исключение — если сотрудник не исполнял рабочий минимум или как-то иначе нарушал правила на рабочем месте.

У полного отказа от работ есть минус — в это время работодатель имеет право не начислять зарплату. При выполнении оговоренного минимума он на это права не имеет.

 

Кому бастовать запрещено

Бастовать запрещено работникам скорой и неотложной помощи, сотрудникам правоохранительных органов, МЧС, предприятий энергообеспечения, авиационного, водного и железнодорожного транспорта.

Для трудящихся таких предприятий есть выход — так называемая итальянская забастовка. По сути это забастовкой не является, подчеркивает Коновал. Ее смысл заключается в дословном исполнении своих трудовых обязанностей. Такой вид протеста уместен в случаях, когда работодатель навешивает на сотрудников обязанности, которые тот не должен исполнять. Как, например, в Пензе, когда сотрудники скорой помощи отказались выезжать на вызовы в неполных бригадах. В день объявления «забастовки» руководство пензенской станции скорой помощи привлекло дополнительных сотрудников из других больниц, тем самым, по крайней мере временно, закрыв дефицит кадров.

 

Победа себе в убыток

Бывает, что от законной забастовки и решений, принятых как бы в пользу рабочих, страдают они сами. «Есть случаи, когда жалобы в прокуратуру и Гострудинспекцию удовлетворяются. К ответственности могут привлечь как юридическое лицо, так и конкретных должностных лиц, которые виноваты. Чаще всего привлекают юридическое лицо и штраф получает предприятие — и получается удар по всему коллективу. Гораздо реже накладывают штрафы лично на руководителей», — рассказывает Коновал. В пример он приводит ситуацию на уфимской скорой помощи. За нарушение прав работников, по словам медсестры реанимационной бригады Тамары Богдановой, за последние несколько лет эта станция выплатила больше миллиона рублей штрафов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.