Чудеса случаются! И даже в России. В канун Нового года мы расскажем о том, как «Открытое пространство» для активистов Петербурга организовало очередную успешную краудфандинговую кампанию. Вот уже шесть лет «ОП» успешно существует на добровольные пожертвования.
На мрачной улице Достоевского, в незаметном дворе-колодце справа притаилась дверь с надписью «Открытое пространство». Внешне ничем не примечательная, она, как дверь в нору хоббита, скрывает за собой таинственный дом, полный гостей и приключений.
«ОП» — пространство для активизма, гражданских инициатив, благотворительных сборов. Фандрайзинг и краудфандинг – два столпа, на которых держится этот уникальный проект. Бесплатное общественное пространство является родным домом для «Наблюдателей Петербурга», «группы помощи задержанным», феминистской библиотеки, урбанистов, некоторых членов ОНК Петербурга, которые, например, проводили здесь презентацию своего доклада о пытках ФСБ.
В том, что Открытое пространство нужно петербургскому активистскому сообществу, сомнений быть не может. Здесь базируются очень важные для города проекты. Организация «Ночлежка» каждый год комплектует здесь подарки для бездомных к новому году, в рамках акции «Мандаринка и тушенка». Иногда здесь проходят встречи благотворительного фонда «Перспективы». В следующем году в Петербурге выборы губернатора и мундепов. А значит, «Наблюдатели Петербурга» вновь активируют здесь свою деятельность – обучат и скоординируют наблюдателей на участках, организуют пресс-центр.
На площадке регулярно проходят художественные и документальные выставки. Один из самых крупных документальных проектов «Большое дело» — это целый реестр кейсов, связанных с нарушениями прав человека, преследованиями по политическим мотивам. В них просто и доступно рассказано про экстремизм, терроризм, ограничение свободы слова, обвинения в государственной измене. Здесь же ежегодно проводит некоторые свои занятия «Школа прав человека».
У «Открытого пространства» есть свой «домовой» — мажордом Илья Ершов. Он объясняет: несмотря на присутствие политических активистов, «ОП» — все-таки дом не политических, а гражданских инициатив.
«Во время митингов мы помогаем задержанным. Но важно понимать — «Группа помощи задержанным» – не политическая группа. Для нас это в первую очередь именно правозащитный проект. Во время акций протеста здесь работает целый штаб. Это штаб именно по защите прав людей, вышедших на акцию протеста», — подчеркивает Илья.
В доме на улице Достоевского активно проводят мероприятия в поддержку антифашистов по делу «Сети». Можно приобрести мерч с логотипом RUPRESSION, подписать открытку, пожертвовать средства.
В «Открытом пространстве» феминистки решили произвести кухонную революцию, и переоборудовали кухню в «ФемИнфотеку» — единственную в России феминистскую библиотеку. Вот уже несколько лет это значимое место для Петербурга. Библиотекарей инфотеки приглашают на городские книжные фестивали в качестве экспертов по феминистским вопросам.
Всего год порядка 80-ти разных гражданских инициатив проводят в «Открытом пространстве» свои мероприятия. За аренду площадки «ОП» денег не берет. Здесь все бесплатно. От чая и печенек, до выставок, кинопоказов и изучения языков. Максимум — добровольный донейшн. Привычного определения этому месту нет. Что это – коворкинг, антикафе?
«Мы долго думали, как обозвать «ОП» одним словом и поняли — это хаб. То есть место, куда стекаются всякие волонтерские инициативы, где можно найти сторонников и развить свой проект. Остановиться у нас, чтобы бежать дальше — спасать мир, строить гражданское общество. В Европе тоже есть теория хабов. Такие вот социальные центры, как наш, мы стараемся идти с ними в ногу. Сам я не был в подобного рода Европейском центре, надеюсь когда-нибудь буду», — мечтает Илья.
Шесть лет на благо общества
«Открытое пространство» успешно существует уже шесть лет. Все нынешние волонтеры, активисты, феминистки, градозащитники и хранители зеленых зон познакомились на избирательных участках, на выборах президента 2012 года. «Именно после выборов 2012 года, когда люди вышли на улицу сильно разгневанные, появилось большое количество разных гражданских инициатив, в разных сферах. Это и экология и правозащита и помощь эмигрантам, и трудоустройство и прочее. Люди хотели хоть что-то изменить вокруг себя. Инициатив много, нужно было где-то собираться», — вспоминает Илья.
Мажордомом он стал не сразу. Важным толчком для Ильи стал сбор гуманитарной помощи после наводнения в Крымске, летом 2012 года. Тогда активисты занялись сбором вещей в офисе «Наблюдателей Петербурга». Илью поразило, что целые сутки в режиме нон-стоп люди приходили, приносили вещи и предлагали помощь. Сначала собранной гуманитарной помощью ребята заняли маленький офис, потом первый, а потом уже и второй внутренний двор. С тех пор Илья твердо решил, что для всех неравнодушных активистов нужно бесплатное, комфортное, большое и безопасное место. Так родилась идея создания «Открытого пространства».
Поначалу привлекались собственные средства и ресурсы активистов. Кресла и столы привезли из офиса Ильи Ершова и активистки Саши Крыленковой. Затем ребята начали собирать деньги фандрайзинговым способом. Спустя какое-то время «ОП» стало запускать полноценные краудфандинговые компании. Первые средства собрали на сайте «Планета».
«Краудфандинговая компания это как маленькая жизнь. Потому что она начинается всегда с огромного страха, что не получится и страх тебя преследует все время, до конца кампании. И отпускает, только когда ты пишешь финальный пост с благодарностями – все, собрано! До последнего — всегда риск. Есть драйв, и есть страх. Но драйв часто перевешивает. Когда мы проводим оффлайн мероприятия в поддержку кампании, аукцион например или концерт, экскурсии, это настоящий праздник и момент который позволяет ощутить себя сообществом», — объясняет Илья.
Сборы средств
Традиционный способ сбора средств в поддержку «ОП» — онлайн коммуникация. У «Открытого пространства» есть интернет-магазинчик, в котором можно купить разный активистский мерч. Друзья и подруги из разных проектов придумывают необычные сувениры. Но оказалось, что онлайн способа недостаточно. И тогда активистки арт-группы «Родина» Дарья Апохончич и Варя Михайлова предложили провести аукцион в поддержку «Открытого Пространства». С тех пор аукцион стал самым ярким событием каждой кампании по сбору средств. Любой желающий может выставить на аукцион лот, связанный с гражданским, общественным, политическим активизмом. Футболки, кружки, плакаты, картины, настольные игры – лотов множество.
«За каждым лотом история. Из ярких лотов – польская игра «Очередь» у нас выставлялась, от «Мемориала». Игра про очередь, это само по себе абсурдно. Игра красочно, в картинках, показывает реалии советской Польши. Самый дорогой лот в этом году – картина нашей подруги, Милы Арбузовой. Картину она нарисовала в 2012 году. По ощущениям Милы, задержания тогда еще напоминали танец. На ее картине женщина в красивом красном платье танцуя, ускользает от омоновца», — рассказывает Илья.
Аукцион всегда завершает сборы и помогает собрать от четверти до трети суммы сбора. В этом году активисты провели сразу два аукциона: активистских и культурных артефактов. Петербургские поэты Вадим Жук и Татьяна Вольская были ведущими и пригласили своих друзей и почитателей поддержать «Открытое пространство». Многие из гостей впервые пришли на площадку. Жук попросил своих друзей подарить для аукциона лоты — их предоставили автор “Ежика в тумане” Юрий Норштейн, российский мультипликатор, получивший «Оскара» за «Старик и море» Александр Петров и многие другие известные художники.
«На этом творческом аукционе нам удалось собрать 80 тысяч, и это был совершенно эмоционально другой аукцион с другой аудиторией. Был концерт, поэтический вечер, люди пришли послушать Жука и Вольскую и заодно побороться за лоты. Мы были очень рады, что многие из посетителей потом записали наше расписание, вступили в наши группы, и мы надеемся, придут к нам еще», — говорит Илья.
Второй этаж
«Открытое пространство» привлекает все новых и новых активистов и нуждается в расширении. Илья сетует – примерно год назад волонтеры перестали помещаться. В день проходит по три мероприятия, люди сидят буквально на головах друг у друга. Тут и случилось предновогоднее чудо.
«Неожиданным образом у нас появилась возможность снять второй этаж. Тогда мы объявляли краундфандинговую кампанию и честно написали, что собираем деньги традиционно на нашу площадку и плюс на второй этаж. Это был такой референдум — нужен ли вообще этот этаж или нам так кажется»
Оказалось — нужен. Активисты собрали деньги и на «Открытое пространство», и на его новый этаж. В планах было собрать 436 тысяч, собрали на 40 тысяч больше. Теперь на втором этаже уже проводятся уроки английского и консультации психолога.
На основной площадке «ОП» запустился спецпроект к 70-летнему юбилею декларации прав человека. Квест, кинопоказы, выставка. В рамках проекта приезжал узник Болотной Алексей Поляхович — рассказывал про тюрьму изнутри.
Полиция бережет
Проблем с полицией у «Открытого пространства», как ни странно, никогда не было. За все время существования «ОП» они приходили трижды, со словами «мы пришли вас охранять». Поводом были выставка политических комиксов и онлайн-трансляция встречи, организованной ОВД-Инфо в Москве, после задержаний 26 марта. Активисты смеются, что полицейским лень вникать в суть проектов, разбираться, чему посвящены встречи.
С ориентацией на опыт петербургского хаба уже работают площадки в Иркутске, в Пскове и Воронеже. Илья Ершов охотно делится опытом по организации площадки с начинающими активистами из других городов. Он уверен – главное, что ты не один.
«Нельзя начинать организовывать пространство, в одиночку — не потянуть. Надо искать сторонников, и делать это вместе, потому что сторонники дадут еще сторонников, и это покажет, насколько ваша идея жизнеспособна. Проводить регулярно, какой бы ни была ваша финансовая база, краудфандинговые компании, фандрайзинг, потому что это такая лакмусовая бумажка того, насколько проект нужен людям», — считает Илья.