in

Акция памяти или марш против пыток. Активисты вышли на улицы Петербурга в память о Бабуровой и Маркелове

Фото: МБХ медиа

В Петербурге прошла акция, приуроченная к десятилетней годовщине убийства журналистки Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова. Мероприятие было посвящено и фигурантам «дела Сети». Марш солидарности с антифашистами, запланированный изначально, согласования от Смольного не получил. Поэтому акция против пыток прошла без лозунгов и плакатов, под эгидой памятного события. Активисты ограничились возложением цветов к памятнику жертвам политических репрессий. В мероприятии приняли участие чуть больше 100 человек.

 

У станции метро Чернышевская собирались активисты всех мастей: антифашисты, анархисты, участники движения «Весна», члены штаба «Навального», арт-группы «Новое величие», сторонники партии «Яблоко», «Парнаса» и просто неравнодушные граждане. Несколько человек раздавали участникам красные гвоздики и наклейки с антифашистской символикой. Члены Группы помощи задержанным объясняли активистам «что делать, если вас свинтили», вручали памятки и контакты общественных защитников.

 

Полиция начеку, но омоновцев в черных блестящих касках видно не было. «Наверное, Росгвардия занялась делом  — убирает снег», — пошутил один активист, провалившись по колено в сугроб. Снежный апокалипсис сделал Петербург непроходимым для шествий. «Это все проделки Беглова, чтобы больше трех по улице не ходили»,  — подхватил шутку другой.

Фото: МБХ медиа

Сочувствующих антифашистам становилось все больше, на узкой аллее у метро собралось порядка ста человек. Справа у скамьи непринужденно курил недавно освободившийся из колонии оппозиционер Сергей Мохнаткин. Несмотря на установленный за ним надзора и запрет на посещение публичных мероприятий, он пришел на акцию. «Это мероприятие памяти, я здесь не выступаю, не скандирую, я в стороне. Считаю мероприятие важным для посещения. Я поддерживаю антифашистов, это люди здоровых левых взглядов»,  — сказал он.

 

К собравшимся подошел представитель УВД по центральному району, заместитель начальника отдела охраны общественного порядка Владимир Николаевич  Набок: «Я предупреждаю вас об ответственности за нарушение федерального закона. Если нарушите — будем вынуждены задержать и доставить в отдел». На вопрос, в чем именно должно выражаться нарушение, Владимир Набок ответил, что подсказывать собравшимся он не собирается.

На митинг пришел постоянный участник акций против пыток отец Григорий Михнов-Войтенко. Он считает, что сегодняшний марш не является публичным мероприятием: «Это спонтанное желание людей вспомнить достойных граждан в десятилетие со дня их гибели. Неонацистская группировка отняла жизни у достойнейших людей и сегодня мы собрались, чтобы почтить их память. Ситуация в стране ухудшается и это еще один повод выйти на улицы. Появляются новые дела против антифашистских и анархистских групп. Прежде всего это дело «Сети», дело «Нового величия». Мы выражаем свою солидарность, а не митингуем»,  — заключил отец Григорий.

Сергей Мохнаткин и Григорий Михнов-Войтенко. Фото: МБХ медиа

В 2009 году в центре Москвы были убиты адвокат-антифашист Станислав Маркелов и журналистка «Новой газеты» Анастасия Бабурова. По этому делу были арестованы националист Никита Тихонов и его гражданская жена Евгения Хасис. Сейчас они отбывают наказание. Но по словам депутата законодательного собрания от партии «Яблоко» Бориса Лазаревича Вишневского, хотя убийцы и осуждены, опасность продолжения подобного рода преступлений существует.

 

«Мы видим, что реальность не изменилась  — продолжаются преследования, угрозы, пытки. Все новые и новые антифашисты становятся политзаключенными. Маховик политических репрессий продолжает раскачиваться. Чтобы его остановить, нужны такие акции. Мне трудно сказать, что может повлиять на дело «Сети», кроме нашего общего несогласия с тем, что происходит»,  — сказал Борис Лазаревич.

Он ни минуты не сомневается в невиновности фигурантов Дела Сети. «Согласие Шишкина и его сотрудничество со следствием меня, честно говоря, ни в чем не убеждает. Наверняка ему сказали, что, мол, будешь говорить, что требуем  — получишь по минимуму, а нет — закатаем, как Сенцова. А пытали всех антифашистов. Мы обратились в Следственный комитет, но он не выявил пытки. Следы от электрошокера, по их мнению — укусы насекомых. С аргументацией такого уровня трудно спорить, но я абсолютно доверяю сведениям Петербургского ОНК и адвокату Виталию Черкасову»,  — рассказал депутат.

Фото: МБХ медиа

Активисты беспрепятственно дошли до памятника жертвам политических репрессий. Полицейские даже на долгое время включили зеленый сигнал светофора, чтобы все 100 человек смогли перейти Воскресенскую набережную одновременно. За спиной у активистов  — памятник Анне Ахматовой, через реку — тюрьма «Кресты», печально известная пытками и издевательствами над заключенными. К сфинксу художник Андрей Федоров ставит картину с изображением букета цветов.

 

«Это копия картины «Ностальгия» художницы Елены Осиповой, она в наших кругах известна как «Совесть Петербурга». Сегодня на акцию она прийти не смогла  — в такой гололед и снег не каждый человек рискнет выйти из дома. Я решил возложить мою копию ее картины вместо цветов к памятнику», — рассказал Федоров.

 

На акции люди самых разных возрастов. Оксане Ивановне 80 лет. Она пришла сюда. потому что только здесь может поделиться мыслями о том, в какой стране мы живем. Она ходит на митинги с двухтысячных: с Каспаровым, с Удальцовым, с Навальным и Ольгой Романовой.

Фото: МБХ медиа

«Очень сложно порой найти человека, с которым было бы приятно поговорить о положении дел в России. Никто не хочет понимать правду, что действительность в России это не то, что по телевизору. Люди моего возраста находятся в страшном заблуждении»,  — объяснила Оксана Ивановна.

 

Катя Ситник постоянно поддерживает Николая Бояршинова, отца Юлия Бояршинова, фигуранта «Дела Сети» в его пикетах на Невском проспекте. Сегодня она пришла сюда в знак солидарности с этой и многими другими семьями антифашистов.

 

«Про дело «Сети» я узнала в апреле прошлого года. Моя подруга некоторых из ребят знает лично. Я ездила в Красносельский суд в конце апреля и там познакомилась с Татьяной, мамой Юлия Бояршинова. Я побольше почитала про это дело, стала общаться с ней, узнала что папа Юлия Бояршинова, Николай, каждую пятницу стоит в пикетах. Мне хотелось выразить солидарность. Его родители молодцы, они много чего делают. То, что Юлика перевели из СИЗО Горелово в другое СИЗО с гораздо более приличными условиями, во многом заслуга его родителей. Татьяна во все инстанции писала бесконечные кипы бумаг. Николай ходил по кабинетам начальников колонии и требовал лучших условий для сына. Тут и общественный резонанс повлиял  — выходили тексты в СМИ, публиковались письма ребят, комментарии адвокатов. Солидарность может изменить хотя бы такие моменты», — считает Катя.

 

Примерно через полчаса после возложения цветов полиция попросила собравшихся разойтись. Активисты вереницей потянулись к метро. На акции остались самые стойкие. Вот кто-то достал плакат, и полицейские незамедлительно задержали восьмерых.

 

Остальные, растянувшись вдоль проспекта Чернышевского, обсуждали суд над Игорем Шишкиным и продление содержания под стражей остальных антифашистов. Ребята приглашали друг друга в «Открытое пространство» на выставку, посвященную фигурантам «дела Сети». Ее организовал Николай Бояршинов и его соратница Евгения Кулакова. Сегодня в рамках открытия выставки состоится вечер солидарности с теми, кого под пытками заставили давать показания против себя. А это значит, что марш солидарности на этом не закончен.

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.