Уже несколько месяцев в Хакасии не стихает тема угольных разрезов. В Бейском районе республики, неподалеку от аула Шалгинов, решили открыть новое предприятие по добыче угля. Жители выступают против — разрез может ухудшить и так неблагоприятную экологическую обстановку в регионе.
Аул Шалгинов и его решительное «нет»
Шалгинов находится в восточной части Республики Хакасия, на правом берегу реки Абакан. Сегодня там прописано 293 человека, проживает по факту — 152. Большинство жителей занимаются собственным хозяйством: животноводством и заготовками сена.
Угольный разрез «Бейский-Западный» планирует открыть угольная компания «Разрез Майрыхский». Споры с ней местное население ведет еще с февраля: тогда депутат Верховного совета Хакасии Тайир Ачитаев призвал жителей выступить против разработки нового угольного разреза. Он заявил, что на общественных слушаниях шалгиновцы сказали решительное “нет” открытию угольного предприятия, и призвал жителей Хакасии объединиться, уверенный, что угольная компания не остановится, пока не получит согласия населения — по закону, без него разработка добычи угля невозможна.
Рядом с Шалгиновым, всего в 10 километрах, уже находится другой угольный разрез — «Аршановский». Поэтому жители села уже несколько лет живут в облаке пыли из-за проезжающих мимо «аршановских» большегрузов — говорят, даже белье на улице нельзя повесить сушиться. Несмотря на протесты местного населения, власти дали согласие на разработку месторождения: уже идут строительные работы, рядом с населенным пунктом копают котлованы и стоит тяжелая техника.
«Живая Хакасия» и долг в 15 млн
Жителей Шалгинова поддержали хакасские активисты. Весной они создали общественную группу «Черная Хакасия» (теперь переименована в «Живую Хакасию»), целью которой объявили борьбу с грязными производствами в республике — движение также выступает и против открытия новых угольных разрезов. Сейчас в группе «Живая Хакасия» на фейсбуке более 450 участников. Каждые несколько часов в ней публикуют информацию, связанную с республиканскими угольными предприятиями. Активисты ведут борьбу с властями и угольной компанией: организовывают митинги, пытаются встречаться с правительством для решения проблемы и даже собирались начать блокировать подъезды к месту разреза.
«Хакасия на сегодня, по последним данным, занимает второе место по загрязнению воздуха. Если сейчас «зайдет» еще один разрез, понятно, что экология будет еще хуже. Поэтому мы собрались инициативной группой и приняли решение, что будем бороться с открытием новых разрезов», — объяснил «МБХ медиа» Павел Бурнаков, основатель движения.
Работе общественной группы препятствуют: сначала не согласовывали акцию напротив дома правительства, вызывая организаторов на «беседы», а потом и вовсе посадили на 6 суток Бурнакова за неоплаченный штраф в 1000 рублей.
«За два дня до того, как его арестовали, он совместно с другим нашим активистом был приглашен в дом правительства, где с ними была проведена беседа в очень жесткой форме. Не прошло и двух суток, как его задержали. Сначала задержала полиция, потом приехали приставы, и под предлогом того, что он не оплатил штраф – о котором он не знал, кстати, – штраф в 1000 рублей, его арестовали на 6 суток», — рассказывает Михаил Чертыков, активист «Живой Хакасии».
Хотя не все так просто — штраф Бурнаков получил в связи с просроченной оплатой долгов. Павел Бурнаков, предприниматель с юридическим образованием и один из лидеров движения «Живая Хакасия», действительно является должником. Четыре года назад он оказался в центре скандала: созданный Бурнаковым кредитный потребительский кооператив «Капитал», который обещал вкладчикам около 30% годовых от вкладываемой суммы, не смог расплатиться со своими клиентами. Фирма была ликвидирована, но покрыть долги полностью «Капиталу» не удалось. Сейчас в отношении Бурнакова возбуждено 34 исполнительных производства, с общей суммой взыскания около 15 млн рублей.
Среди жителей республики отношение к Бурнакову сложное: некоторые называют его «мошенником», но активисты «Живой Хакасии» предпочитают не упоминать о прошлом одного из своих лидеров. Пока Бурнакова не освободили (это случилось за несколько дней до митинга), журналист Михаил Афанасьев даже вышел в одиночный пикет с плакатом «Я/Мы Бурнаков». Несмотря на свою критическую позицию к Бурнакову и связанной с ним истории с долгами, Афанасьев уверен, что арестовали активиста именно за его антиугольную деятельность.
Бурнаков утверждает, что арестом дело не ограничилось. На встречах в правительстве, предшествующих согласованию митинга, присутствовали сотрудники МВД и другие представители силовых структур. Бурнаков настаивал, что власти должны оказать поддержку в проведении митинга и пойти на уступки, иначе республика «может «взорваться»». В ответ активисту поступила угроза:
«Когда была встреча перед моим арестом, присутствовали двое сотрудников отдела, который занимается экстремизмом. Если будете нарушать, сказали, будем принимать меры», — рассказал Бурнаков.
«Разрез Майрыхский» и угольный холдинг «КОУЛСТАР»
Такое внимание властей эко-активисты привлекли, видимо, потому, что движение против открытия нового угольного разреза затрагивает интересы крупных игроков угольной промышленности. «Разрез Майрыхский» является дочерней компанией «КОУЛСТАР» — угольного холдинга, который в 2017 году основал бывший президент «Роснефти» и владелец «Нефтегазхолдинга» Эдуард Худайнатов.
Официально угольным бизнесом Худайнатов заинтересовался в 2018 году. Хотя похоже, планы на Хакасию были и раньше: «КОУЛСТАР» поглотил «УК «Разрез Майрыхский»» еще осенью 2017 года. К тому же, двумя другими учредителями холдинга являются лица, связанные с Хакасией — Борис Варшавский, экс-министр природных ресурсов Хакасии и нынешний генеральный директор холдинга, а также Александр Бородаев, бывший владелец компании «Руды Хакасии».
Уже в начале 2018 года по инициативе «КОУЛСТАР» власти Хакасии организовали проведение торгов по нескольким участкам Бейского месторождения энергоуглей, а в июле 2018 года «Разрез Майрыхский» выиграла конкурс на разработку Бейского-Западного разреза Бейского месторождения. Дочерняя компания «КОУЛСТАР» оказалась единственным участником конкурса на право разработки недр, и «Разрез Майрыхский» получил лицензию на 20 лет. Именно в течение такого срока компания имеет право на угольную добычу — на участке площадью 97,5 квадратных километров, и с балансовыми запасами, превышающими 1,13 млрд тонн угля. Само же Бейское месторождение является одним из крупнейших угольных месторождений в России: в регионе уже добывают уголь такие крупные участники как СУЭК и En+, но судя по всему, их интересы с «КОУЛСТАР» не пересекаются.
Антиугольный митинг
3 июля жители Абакана – столицы Республики Хакасия – вышли на митинг против угольных разрезов. Он прошел в День республики, и по совместительству в день начала эколого-этнического фестиваля «Чир Чайаан», в переводе с хакасского — «Дух Земли». Акция была организована «Живой Хакасией». Хотя СМИ сообщают о 300 участниках, по словам организаторов, антиугольный митинг посетили около 800 человек — по крайней мере, именно столько людей подписались под резолюцией против расширения угольного разреза, утверждают активисты.
Резолюцию митинга теперь собираются направить в Генеральную прокуратуру России. Участники «Живой Хакасии» требуют проверить законность разработки разреза в районе населенного пункта Шалгинов: они уверены, что добыча угля не только спровоцирует рост раковых заболеваний, но и будет загрязнять реку Абакан, являющимся одним из основных источников питьевой воды для населенных пунктов региона.
Хотя строительные работы на будущем месторождении уже идут, активисты «Живой Хакасии» заметили, что у компании еще нет проектной документации. Об этом знают и в минприроды республики — там подтвердили, что документы находятся в стадии разработки. «На каком основании тогда они вообще там находятся, начинают работу?» — удивляется Михаил Чертыков.
Активисты «Живой Хакасии» сравнивают действия угольных компаний в Хакасии с угольной промышленностью в Кузбассе. Там экологическая обстановка уже плачевная: недавно из-за тяжелых экологических условий жители Киселевска коллективно попросили убежища в Канаде. А несколькими месяцами ранее там выпал черный снег — Киселевск окружен девятью угольными разрезами, и это существенно влияет на экологию города. Появление новых разрезов в Хакасии, считают активисты, может привести к похожей ситуации, значительно ухудшив и так тяжелую экологическую обстановку в регионе.
Правительство Хакасии оперативный комментарий по сложившейся ситуации «МБХ медиа» не предоставило.
UPD:
Минприроды республики Хакасия сообщило «МБХ медиа», что для оценки воздействия предприятия на окружающую среду планируется проведение государственной экологической экспертизы. В министерстве подтвердили, что документация на разработку участка Бейский-Западный находится на стадии разработки, и отметили, что в октябре следующего года предусмотрены общественные слушания. Минприроды также предложило проведение общественной экологической экспертизы: ее инициаторами могут стать общественные экологические организации. Правительство республики утверждает, что держит ситуацию с разработкой участка Бейского-Западного под контролем.