На кладбище поселка Жемчужное человеческие кости разбросаны прямо под ногами. У стен старинной кирхи берцовая кость лежит в траве. Черепа – в мусоре, который сгребли со старых могил. Тут же разбитые надгробия с надписями на немецком. На одном четко читается осколок имени и дата 1912. «Hier ruht in Gott» (здесь упокоился в Боге). Нет, не упокоился, а валяется в мусоре.
Если свалки, разбитые бутылки и пластик стали давно привычными возле старых строений области, то человеческие кости в мусоре – это что-то новенькое. Прямо средневековое кладбище во время чумы, только на дворе XXI век.
Навстречу из дома выходит крепкий мужчина. Представляется: Сергей. Некогда он был смотрителем этого кладбища. Спрашиваю, откуда кости на земле, черные копатели разоряют немецкие могилы в поисках наживы?
— Да что вы! Какие черные копатели?! Пару лет назад я добился, чтобы кладбище закрыли. И «подхоранивали» только к родственникам. А тут пришла новая начальница, кладбище снова открыли, кругом мусорные горы, никто не вывозит. Видите новые могилы? Свежие? Так вот, на их месте были немецкие, они просто их разрывают и туда хоронят. Старых немцев «выселяют», на их место – новых «жильцов». А кости куда? В мусор! Родственников-то нет, чтобы претензии предъявить! И вообще, как считаете – нормально это «здрастье» говорить покойникам по утру из окон своего дома? Приятно жить с погребальными венками? А что, если трупные яды попадут в воду, которую мы пьем? А мусор этот! Он же просто надвигается на наш дом. У меня нет сил просто с этим больше бороться!
Нынешнее действующее кладбище располагается на месте старого немецкого. До 1946 года поселок Жемчужное назывался Кирхеншаакен. Это орденское поселение было основано во второй половине XIII века. Местная большая достопримечательность – руины древней церкви, заложенной здесь еще в 1280 году.
Местные жители говорят, что основной урон кирха понесла вовсе не в ходе военных действий Второй Мировой, а в годы перестройки. От некогда архитектурно продуманного шедевра остались рожки да ножки, однако, они очень впечатляют и притягивают «стихийных» туристов из «большой России», самостоятельно посещающих область. Экзотика! В официальные туристические маршруты поселок не входит.
При немцах погост окружала каменная стена. Ее останки и сейчас торчат из земли, как зубы великана. В двадцати метрах от руин стоит жилой дом, и кладбище медленно, но верно наползает на строение, в нарушение всех санитарных норм.
«Мы все убираем!»
Кирха в поселке Жемчужное получила статус объекта культурного наследия регионального значения в марте 2007-го Постановлением Калининградской области, за номером 132.
В службе охраны памятников «Северо-Запад. МБХ медиа» пояснили, что захоронениями занимается районная администрация. Кладбище в поселке Жемчужное находится в ведомстве Гурьевского района Калининградской области. Оттуда нам сослались на МАУ «Спецсервис», которое занимается благоустройством поселковых захоронений.
Директор МАУ «Спецсервис» Юлия Сузрикова в телефонном разговоре с «МБХ медиа» была удивлена и нам не поверила.
— Мы убираем каждые две недели! Сама поеду лично смотреть, где там кости!
Фото, высланные на WhatsApp – были красноречивее слов. Позже из администрации района пришел ответ, что Юлия Сузрикова выезжала на объект для проведения обследования, в результате которого немецких захоронений не обнаружено. А надгробия якобы выкинули частные предприниматели, которые занимаются захоронениями. Более того, администрация уверена, что эти надгробия были изготовлены в советское время.
Даже человеку, далекому от истории, понятно, что надгробия с надписями на немецком, с датой 1912 года не могут быть «советского изготовления»! И, к сожалению, мы так и не получили ответа по поводу человеческих костей, которые лежат вокруг, чьими бы они ни были – немецкими или русскими. Даже если предположить, что некие нерадивые «частные предприниматели», которые хоронят граждан на погосте, выкидывают «предыдущих жильцов», неужели такой расклад всех оставляет равнодушными?
Здесь встает вопрос уже не столько санитарного, хозяйственного, но морального характера.
В Калининградской области часть лютеранских кирх и замков бывшего Тевтонского ордена передана во владения Калининградской Епархии Русской православной церкви. Восстановить и следить за таким «большим хозяйством» епархии не под силу. Конечно, это не по-христиански, когда прах буквально попирается ногами, но волонтеров, которые ежегодно чистят погосты, на всех не хватает.
А воз и ныне там
Когда эта статья уже почти была готова, Сергей – житель поселка Жемчужное, вышел на связь и сообщил: ничего не изменилось. Мусор и кости — все там же.
Юлия Сузрикова от общения отказалась — бросила трубку.
Опыт перезахоронения бесхозных останков попытался выработать город Калининград. Здесь на каждом шагу, как только строители начинают копать котлован под здания, находят то упокоившихся жителей бывшего Кенигсберга, то советских солдат, то гражданских жертв Второй Мировой. Встречаются и более древние находки, но таких мало. 16 февраля 2016 года на заседании комиссии по градорегулированию депутаты горсовета предлагали за невыполнение требований к перезахоронению обнаруженных останков накладывать штрафы на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. руб.; на юридических лиц — от 50 до 600 тыс. руб.
Еще недавно в области шла жесткая борьба с «германизацией». Мол, нечего особо вспоминать чужую культуру и, тем более, ее пропагандировать. Однако с таким отношением к памяти и человеку, никакой внешний враг не страшен так, как внутренний.