В деле Дмитрия Федорова, погибшего в Омске 26 декабря, через неделю после того, как он рассказал, что сотрудники Росгвардии подбросили ему наркотики, много нестыковок. И противоречащие друг другу полицейские протоколы — только часть из них.
26 декабря около 18.10 на железнодорожных путях в районе улицы 15-я Рабочая пригородный электропоезд, следовавший по маршруту Татарская – Омск, сбил человека. Несмотря на сравнительно небольшую скорость электрички – около 40 км/ч – и примененное машинистом локомотива экстренное торможение избежать трагедии не удалось.
Погибшим оказался 25-летний сотрудник фирмы по установке системы «Умный дом» Дмитрий Федоров. Следствие склоняется к мысли, что он свел счеты с жизнью или же стал жертвой драматической случайности, пытаясь перейти пути в неположенном месте. Однако близкие и друзья Федорова полагают, что его могли убить – за неделю до своей смерти Дмитрий публично обвинил силовиков в том, что они подбросили ему наркотики.
За день до гибели Дмитрий со своим адвокатом Игорем Суслиным подал заявления в УФСБ по Омской области, в ОРЧ УМВД России по Омской области, в региональный Следственный комитет. Он намеревался привлечь к уголовной ответственности сотрудников Росгвардии и сотрудников полиции.
Последний звонок, за полтора часа до смерти, Дмитрий сделал своему отцу. У Федорова был бодрый голос, и он явно не собирался сдаваться. В 17.00 его ждали в службе собственной безопасности Росгвардии. Разговор должен был пойти о его жалобе. Но тут случилось нечто необъяснимое: молодой человек внезапно поменял все планы и поехал на другой конец города, где или случайно, или сознательно шагнул навстречу электричке. Или же ему кто-то помог.
Парень, ты попал…
Те, кто знал Диму Федорова, почти единодушны в своих оценках: человек добрый, солнечный, творческий, весь – в своей музыке. Много лет Дима был вокалистом и барабанщиком в группе Insomnia, выступал вместе с друзьями-рокерами на различных площадках. Счастливо складывалась и его личная жизнь. С любимой девушкой, Людмилой Троицкой, он встречался семь лет. Через две недели пара собиралась узаконить отношения.
18 декабря на странице Дмитрия в ВК появился видеоролик, в котором молодой человек рассказал, как росгвардейцы подкинули ему наркотики, а полицейские сутки держали в отделе, не давая возможности позвонить близким. Федоров попросил своих друзей и подписчиков распространить пост, поскольку «в такой ситуации может оказаться каждый».
Сам Дмитрий нанял адвоката и стал искать доказательства своей невиновности.
Если суммировать всю доступную на данный момент информацию, можно увидеть довольно много нестыковок. 15 декабря, за три дня до записи ролика, Дмитрий Федоров приехал в городок Нефтяников, чтобы передать клиенту модуль для системы «Умный дом». Когда шел обратно на остановку, его остановили. Произошло это на улице Химиков.
«В 17.00 Дмитрий был задержан сотрудниками Росгвардии, а личный досмотр провели сотрудники полиции в 19.00», – адвокат Игорь Суслин восстанавливает хронологию событий, постоянно подчеркивая, что опирается исключительно на слова Дмитрия.
И со слов Федорова выходило, что сотрудники Росгвардии подкинули ему вещества, когда он показывал им содержимое своих карманов. Кроме того, они предложили Дмитрию поднять с земли невесть откуда выпавший сверток. И когда он его поднял, то услышал: «Ну все, парень, ты попал…».
«Когда приехали сотрудники полиции, то один из них, как говорил Дмитрий, отвел его в сторонку и стал объяснять: твоя вина доказана. Даже если ты будешь отпираться, все равно это – твое. Если на камеру не скажешь, что это – твое, прямо сейчас “заедешь на СИЗО”», – продолжает адвокат.
Видеозапись с изъятием пакетов с наркотиками у Федорова была сделана вечером 15 декабря. Ночь Федоров провел в отделе полиции № 7, куда его привезли, а в девять утра за ним приехал оперативный сотрудник по имени Николай и предложил задержанному взять на себя еще 15 закладок по улице Химиков (той самой, на которой задержали Федорова).
«В 11 часов этот сотрудник повел Дмитрия «по маршруту», показывая места закладок. Дмитрий сказал ему: «Я же не запомню столько!». Услышал в ответ: “Покажешь хоть пять и будет тебе плюс”», – говорит адвокат.
Осмотр мест происшествия начался 16 декабря в 17.00. Вместе с Дмитрием на маршрут «вышли» следователь Екатерина Чайка и двое понятых, один из которых, к слову, находится под условным сроком.
В 18.30 Дмитрия доставили в участковый пункт полиции по адресу Заозерная, 40, и попросили, по словам Игоря Суслина, расписаться в пустых бланках, что он и сделал.
А был ли обыск?
Около семи вечера Дмитрий наконец вышел из отдела (его отпустили под подписку о невыезде). Встречали Федорова на машине его невеста Людмила Троицкая и друг Григорий Панкратов. А через несколько дней вдруг выяснилось, что ровно в то же самое время, когда Дмитрий в компании следователя Екатерины Чайки и понятых ходил по улице Химиков, а затем сидел в участковом пункте, визируя пустые бланки, в его квартире, на другом конце города, проходил обыск. И проводила его, если верить бумагам, все та же Екатерина Чайка. Протокол обыска есть, на нем даже стоят росчерки понятых и самого подозреваемого (!), но предусмотрительно не поставлена подпись следователя. И несмотря на эти явные нелепости суд выносит решение о законности обыска, который якобы был проведен 26 декабря с 18.20 до 19.00.
«Не факт, что этот обыск вообще был», – осторожно замечает Игорь Суслин.
«Как так получилось, что по документам Дмитрий находился одновременно в двух местах: по акту обыска — в своей квартире и в то же время — в отделе полиции?», – недоумевает депутат Омского горсовета Дмитрий Петренко.
В осмотрах мест происшествия следователь Чайка почему-то указывает, что Федоров делал закладки 16 декабря, то есть будучи уже задержанным полицейскими, но эта небрежность вновь никого не смущает.
Адвокат Суслин вспоминает и о других, мягко говоря, недочетах во время задержания Федорова.
«Если он занимался сбытом наркотиков, ему должны были сделать смывы, исследовать подногтевое содержимое», – отмечает адвокат.
Но вот что непонятно: если Дмитрий действительно непричастен к наркосбыту, почему он так легко согласился оговорить себя? Знакомые Федорова не исключают, что он мог поверить сотрудникам полиции, убеждавшим его признаться и получить за это условный срок.
«С Дмитрием мы работали с 17 декабря каждый день, спали по три часа в сутки. Он был человек творческий, очень светлый. Он сделал все, как ему сказали. Дмитрий говорил мне, что следовал указаниям, потому что хотел, чтобы его отпустили. А ему обещали, что отпустят», – говорит Игорь Суслин.
Адвокат обращает внимание на то, что Дмитрий Федоров был готов даже полиграф пройти, лишь бы доказать свою невиновность.
Между самоубийством и неосторожностью
27 декабря в Омске спешно собрали межведомственный брифинг, на котором журналистам озвучили официальную версию следствия. Врио начальника управления вневедомственной охраны Росгвардии по Омской области Андрей Цвига заявил, что росгвардейцы задержали 15 декабря Федорова по ориентировке. Он был похож на человека, который днем ранее похитил в этом районе телефон. После задержания Федоров признался, что у него есть при себе запрещенные вещества.
Начальник контрольно-методического отдела следственного управления УМВД России по Омской области Денис Юнкман дополнил картину: личный досмотр Федорова был проведен в присутствии понятых под видеозапись (отрывок из этой видеозаписи журналисты смогли посмотреть во время брифинга). При себе у Федорова было несколько пакетиков с солью (синтетический наркотик. — «МБХ медиа»). Когда полицейские изъяли у задержанного мобильник, то нашли в нем фотографии с местами закладок наркотиков и с геолокацией, а также переписку в мессенджерах. При осмотре мест происшествия были обнаружены закладки с синтетическим веществом. Уголовное дело было возбуждено 16 декабря. Вменили Федорову сбыт наркотических веществ в крупном размере.
По словам руководителя омского следственного отдела Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Владислава Ковалева, локомотивная бригада электропоезда заметила мужчину, стоявшего за опорой возле рельсов, и стала подавать предупредительные сигналы. Однако когда до электрички оставалось около 10 метров, человек оказался в колее железнодорожных путей. Экстренное торможение не помогло. По данным Ковалева, версия об убийстве своего подтверждения не находит. За основные взяты другие версии: суицид (силовики склоняются к тому, что это был именно он) или неосторожность при переходе железнодорожных путей. Также Ковалев заметил, что в том месте существует нелегальный переход, которым часто пользуются местные жители.
Один из крупных омских телеграмм-каналов согласен с приоритетной версией следствия: «По сведениям наших источников, это всё-таки был суицид. На месте происшествия было очень много свидетелей, которые это видели своими глазами. А что уж там было: наркотическое опьянение, или парень просто не хотел на зону, выяснит следствие».
Его привезли туда уже убитого?
Однако не все готовы поверить в то, что Федоров добровольно покончил жизнь самоубийством или роковым образом погиб из-за того, что переходил железную дорогу там, где не положено.
«У него не было мыслей о суициде! Конечно, он не был счастлив от того, что происходит. Но он был готов идти до конца, – говорит Людмила Троицкая. – В последний раз я видела Диму 26 декабря в два часа дня. Я бы поняла, если б с ним что-то было не так. У него все всегда можно прочитать на лице».
В 16.30 Дмитрий добрался до Нефтяников, где расположена улица Химиков. Он, по словам депутата Петренко, надеялся найти очевидцев, кто подтвердил бы, что наркотики Федорову подбросили. Созвонился, по свидетельству Людмилы, со своим отцом. И перестал выходить на связь. Обнаружили его на другом конце города, обезглавленного.
Дмитрий Петренко должен был 26 декабря вечером встретиться с Дмитрием Федоровым, но вместо этого он с отцом Федорова и адвокатом Игорем Суслиным разыскивал молодого человека по полицейским участкам. А нашел… тело в морге.
«Днем он бодро рапортует невесте: «Готовься к свадьбе! Прорвемся!», а через несколько часов его находят с отрезанной головой. Как-то нелогично выглядит, согласитесь? – говорит Дмитрий.
При этом Федоров не оставил никакой прощальной записки.
Дмитрий Петренко не просто доехал до морга, но и добился того, чтобы ему показали труп. «Четкий разрез по шее меня, лично, удивил. Неправдоподобно, чтобы поезд так ровно по ней «проехал», – отмечает Петренко.
Побывали Петренко, Суслин и Федоров-старший и на месте происшествия.
«У меня есть видеозапись на канале. Посмотрите ее! Видно, что я по белому снегу гулял, наверное, крови было меньше, чем уместилось бы в стакане. Но любой знает, что когда перерезаны артерии – кровь бьет фонтаном. Там все должно было быть залито», – уверен Дмитрий Петренко.
На эту же деталь обращает внимание и Людмила Троицкая: «Мы были ночью на том месте, где его нашли. Там крови нет. Это невозможно. Его привезли туда уже убитого».