in

Мертвое озеро: что случилось с рыбой в смоленском озере Каспля

Мертвая рыба в озере Каспля. Фото: Елена Костюченкова / Смоленская народная газета

Озеро Каспля в Смоленской области – часть древнего пути «из варяг в греки». Сегодня это гидрологический природный памятник регионального значения. Сюда, на берег у соснового бора, регулярно приезжают отдыхать туристы. Но чаще всего на Каспле можно встретить рыбаков – здесь водятся судаки, щуки, лещи, караси, окуни. 30 августа вся рыба всплыла на поверхность. Местные жители пожарили ее, но съесть не смогли – вкус и запах были отчетливо химическими. Собранная властями комиссия заявила, что рыбе не хватило кислорода из-за водорослей.

 

Она задохнулась

На берегу озера Каспля пахнет тухлятиной. Мертвые рыбы с застывшими открытыми глазами и раскрытыми ртами плавают на поверхности озера – из-за этого оно кажется белым – и лежат на берегах. На днях здесь видели главу Касплянского сельского поселения Владимира Чухнова с сачком – люди так и не поняли, рассчитывал ли он этим инструментом очистить большое озеро или то была часть чиновничьей проверки.

Запах стоит просто невыносимый! Сейчас дети учиться пошли, а окна школы выходит на реку (река Каспля вытекает из одноименного озера – «МБХ медиа»), видимо, и им там дышать нечем! Местные пытались убрать эту рыбу, но как ее всю уберешь руками-то? Она ж и на дне там вся мертвая лежит, часть всплыла, другие – остались,рассказывает житель Смоленска Дмитрий Павлов. Погибло все! Даже ракушки и моллюски. Я пятнадцать лет прожил на берегу этого озера. Никогда такого не было, это просто катастрофа экологическая! 

О беде на любимом озере Каспля в Смоленске узнали 31 августа, когда в выходной, как обычно, поехали рыбачить. Только удочки не пригодились: мертвую и полуживую рыбу можно было брать руками прямо с берега. Уровень воды в самом озере при этом упал (по словам очевидцев, иногда почти на метр – прим. ред.) в некоторых местах оно вообще стало «пешеходным». 

Фото: Павел Бойков

– Мой отец рыбачит на Каспле уже несколько лет, а в этот раз поехал и увидел дохлую рыбу в нереальных количествах. Вернулся совсем расстроенный: говорит, такое ощущение, что в озере вымерла абсолютно вся рыба, рассказывает Ольга Стерхова.

 – Мы получили мертвое озеро. Когда это увидела, у меня случилась настоящая истерика, потому что невозможно! Я там выросла, я там жила! И все потеряно, угроблено! Спад воды очень большой, метр – для наших озера и реки – это много. Но вода спадала и раньше, последние годы озеро вообще стало неглубоким. Но чтобы рыба так дохла, не помню, – почти плачет Александра Бойкова.

«От рыбы пахло селитрой – какой-то химикат»

«На Каспле мор», «П…..ц озеру», «Хана Каспле», – делились рыбаки фотографиями в соцсетях. Народ отреагировал предсказуемо – приехал собирать, несмотря на предупреждения рыбаков, что полуживая и тем более мертвая рыба может быть опасна. С Каспли десятками килограммов увозили щуку, судака, про мелкую рыбу тоже не забывали. Обед, правда, получился не у всех.

– Мы узнали, что озеро упало, и рыба вся кверху всплыла, и муж поехал. Там народу было много, все ходили и собирали. Ну, и он набрал рыбы и домой привез. Я понюхала, а от нее запах резкий – то ли уксус, то ли что-то химическое. Свежая рыба так не пахнет, но он привез ее еще живой! Пожарили, а лещ после этого, как манка стал. Такого не должно быть, он на мясо всегда похож. Начали пробовать, а она, во-первых, сластит, во-вторых, пахнет селитрой что ли – непонятно чем. Я съела немного и сразу пятнами покрылась – аллергия какая-то. Значит, какой-то химикат! И кот уличный не просто так есть не стал, – уверена Мария Ледергаус-Уголькова.

К вечеру 31 августа дохлую рыбу заметили и в реке Каспля, которая течет вдоль города Демидова и впадает в Западную Двину. Мертвая рыба была, по словам рыбаков, местной  — не приплывшей к ним с озера. При этом уровень реки у Демидова был обычным. Люди заговорили о массовом отравлении рыбы, предположили, что чиновники намеренно что-то скрывают, и на третий день власть вынужденно начала реагировать.

 

Виноваты водоросли 

На совещании у губернатора Смоленской области Алексея Островского встретились руководители профильных департаментов, ведомств, отвечающих за рыбоохрану, и представители региональной прокуратуры. Они дружно предположили, что озеро погибло из-за водорослей и низкого уровня воды. 

«При повышенной температуре было цветение водной растительности, которое снизило в воде кислород до критического уровня. В настоящее время возбуждено административное дело, ведется расследование. Мы обошли всю акваторию этого озера – от самого истока реки и до города Демидова, в том числе, все подъездные пути. Нигде никакая машина не подъезжала, никаких следов от сбросов не обнаружено: ни отравляющих веществ, ни мусора, ничего. Поэтому мне кажется, что это все же – природный фактор», – говорил начальник отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Брянской и Смоленской областям Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Давид Жвитиашвили.

С ним соглашался начальник департамента по природным ресурсам и экологии Роман Захаров, который говорил про кислород и обращал внимание на обмеление озера. «В связи с тем, что август был [практически] без осадков, произошло понижение уровня воды. Также имеет место естественное для водных объектов цветение водорослей», – замечал чиновник.

Фото: Елена Костюченкова / Смоленская народная газета

Губернатор Островский по итогам потребовал у глав Смоленского и Демидовского районов (где находятся озеро Каспля и река с одноименным названием) провести с разъяснительную работу с населением и донести до них информацию о природном факторе.

Снижение уровня воды, о котором так много говорят смоленские власти, не подтверждает начальник Смоленского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Дмитрий Мурач. «У наших гидрологов был плановый выезд перед самым происшествием. Никаких аномалий не зафиксировали – все в пределах средних многолетних значений. И уровень, и подъем реки. Был небольшой спад – два-три сантиметра в сутки, но это обыкновенное явление для лета», – рассказал Дмитрий Владимирович «Северо-Запад. МБХ медиа». 

Спустя неделю после ЧП на озере власти так и не смогли документально подтвердить предположения о задохнувшейся в цветущих водорослях рыбе. Сразу два ответственных чиновника – Давид Жвитиашвили и руководитель Смоленского областного отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Егор Байбенков – оперативно ушли в отпуск и отказались комментировать «МБХ медиа» причины гибели рыбы и рассказывать о мерах по спасению озера. В Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии сообщили, что не имеют права комментировать и посоветовали обратиться к специалистам внутренней политики. Их телефоны не отвечали. 

В государственном казенном учреждении «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области» посетовали на «негатив и безграмотную информацию», но заверили, что «интенсивно ведут работу каждый день». «Мы еще не получили информацию от Рыбнадзора, отчего умерла рыба, но есть две версии. Водоросли при определенных биологических процессах начинают съедать очень много кислорода, в результате этого рыба начинает умирать, – это один вариант. Второй – химическое отравление веществом, которое содержит очень много аммиака. Но он ничем не подтверждён. Официальная версия – природный характер, из-за цветения водорослей, разложения бактерий. У речки Клец (впаадает в озере Каспля. – «МБХ медиа») нормальная вода, а в озере уже недостаток кислорода и в нескольких местах, как показали анализы, есть превышение ионов аммония и азота аммонийного. Это превышение может происходить как из-за естественных причин, так и из-за внешних – например, если кто-то скинет в озеро аммиачную селитру, но это только предположения», – объяснила директор ведомства Наталья Ушкова. Она добавила, что промышленных предприятий в округе нет, сельскохозяйственные объединения отходы также не сбрасывают. 

«Чушь несете про кислородный режим!»

Разъяснительной работы с людьми, о которой просил губернатор Островский не получилось: в версию с «водорослями-убийцами кислорода» большинство не поверило. 

«У власти виновата природа, – рассказывает «Северо-Запад. МБХ медиа» Александра Бойкова. – Но это какая-то непонятная версия, мол, не было осадков и тепло. Но тепло тут было ровно неделю, и тут рыба мрет? Это смешно! Кто-то что-то слил? Но зачем? Отравить природу? У меня это в голове не укладывается! Возможно, рыба и задохнулась, но почему произошел такой резкий спад воды? Он не может случиться за неделю теплой погоды в августе! Я в это не верю!». Несколько лет назад она уже просила местную администрацию организовать расчистку озера: «Мне ответили, что нет средств и что я сошла с ума – «ну, что вы, ну, где такие деньги можно найти!”».  

«Мы ожидали, что они все будут валить на недостаток кислорода из-за цветения водорослей, – признается Дмитрий Павлов. – Но у нас каждый год с конца мая вода становится зеленой, и ничего там не умирает. И июне температура воды была выше, чем сейчас: и 25 градусов было, но все жили. А сейчас все в шоке – такой мор! 

Фото: Елена Костюченкова / Смоленская народная газета

 «Чушь несёте про кислородный режим! Озеро Каспля – это по сути река (только запружено), там какое-то, но есть течение, река Клец (некоторые именно ее называют истоком озера. – «МБХ медиа») обогащает кислородом! В Гнёздово все карьеры за лето покрываются ковром травы, хрен куда поплавок закинешь, трава эта тоже и гниёт и цветёт, но ни разу там не дохла рыба летом!», – ругался в соцсетях Владимир Хотулев. 

«Если бы уровень кислорода падал, он делал бы это медленно. И рыба, которой нечем дышать, ушла бы либо вверх по течению, либо вниз – в реку Каспля. Рыба же ищет, где глубже, где есть, чем дышать. А тут она одномоментно легла вверх брюхом! Не может же так быть, чтобы прямо за день уровень кислорода так упал, и рыба не успела очухаться!», – считает Ольга Стерхова. Она предполагает, что к ЧП причастны «некие вредители на двух ногах и, возможно, на четырех колесах, которые подъехали к воде и что-то туда слили». 

Проживший 15 лет на берегу озера Каспля Дмитрий Павлов предполагает, что одной из причин мора рыбы могла стать установленная на реке Удре, связанной с озером через реку Клец, плотина. «Ее незаконно организовали еще в 2003 году. Это сделал один непростой товарищ по фамилии Степанов. Он ограничил приток реки в озеро. В результате строительства плотины образовался русловой пруд, сопоставимый размерами с озером Каспля: длина пруда около 5 километров, ширина – до 1 километра. При этом ни в одной природоохранной организации об этой плотине не знали, я им сообщал. И через пару дней читаю заключение чиновников, что плотина не повлияла. Как такое может быть, когда до нее Удра – полноводная река, а после – ручеек?» – недоумевает Павлов. 

«Чернобыль в очень слабом варианте»

Авиационный синоптик первой категории оперативной группы по метеообеспечению аэронавигации ФГБУ Авиаметтелеком Росгидромета Олег Ходыкин связывает возможное загрязнение воды в Смоленской области с взрывами в Северодвинске. «Хоть и говорят, что все быстро прошло и на сушу не оказало влияния, но по картам распространение радионуклидов на юг четко было видно, – рассказал Ходыкин «Северо-Запад. МБХ медиа». – Связь такова, что при взрыве образовалось облако из радиоактивных элементов на немалую высоту, где оно было подхвачено ветрами. Ветра были южных направлений и радионуклиды, смешавшись с водяным паром в облаках, постепенно выпадали вместе с дождями все дальше на юг. Это своего рода этакий чернобыль, но в очень слабом варианте. К тому же при взрыве метеорологи фиксировали увеличение радиации в 16 раз в Северодвинске, правда потом эту информацию удалили».

Олег Ходыкин рассказал, что 23 августа гидрологи делали замеры воды и определили, что в реке Вязьма из-за выпавших радиоактивных осадков в воде экстремально снижен уровень кислорода и она экстремально же загрязнена радионуклидами. По его информации, такая же ситуация была зафиксирована «в водах рек вплоть до Алексина в Тульской области».
Ходыкин подчеркнул, что не знает, проводились ли замеры в других районах Смоленска. 

Начальник Смоленского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Дмитрий Мурач сообщил «Северо-Запад. МБХ медиа», что его организация анализы на радионуклиды не делает. «Я не знаю методик по определению радионуклидов в воде. Для исследований на земле специальное оборудование должно быть – есть ли у нас такое на территории Смоленской области? Не знаю», – сказал Дмитрий Владимирович.

Жители Смоленска хотят честного расследования ЧП на Каспле и обратились за ним в прокуратуру. Александра Байкова планирует собрать подписи, чтобы заявление выглядело более солидным. «Я буду пытаться хоть что-то сделать. Я прошу прокуратуру провести честное расследование, установить, какие факторы повлекли эту экологическую катастрофу и насчет плотины прошу узнать и разобраться. И, конечно, важно понять, как будет восстанавливаться этот природный объект. Будет ли вообще и в течение какого времени. Для меня Каспля (и озеро, и речка) – самое дорогое место на планете!», – говорит девушка.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.