in

«Деисламизация Брюллова». Как в Петербурге выступают против открытия музея ислама в доме художника

Дом Брюллова в Санкт-Петербурге. Фото: Яна Ходаревская / «Северо-Запад. МБХ медиа»

 

 

В Петербурге откроют музей-институт исламской культуры. Разместить музейную экспозицию планируется в здании на Кадетской линии Васильевского острова. В середине XIX века владельцем дома был художник и архитектор Александр Брюллов. Сегодня часть здания признана аварийной, но его жильцов не расселяют. Теперь в Доме Брюллова создадут научное учреждение исламской культуры, а здание обещают отреставрировать. Однако идея создания новой культурной институции понравилась не всем. Более семи тысяч петербуржцев подписали петицию против передачи дома Брюллова под музей. Корреспондент «Северо-Запад. МБХ медиа» выяснила, как относятся к созданию нового культурного центра активисты, политики и представители городской власти.  

 

«Есть серьезные опасения»

Впервые с инициативой создания в Петербурге музея-института исламской культуры выступил генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, который сам является специалистом востоковедения и исламоведения. Позже новость о размещении музея именно в Доме Брюллова подтвердил лидер «Справедливой России» Алексей Ковалев, опубликовав ответ вице-губернатора города Евгения Елина на свой запрос. Депутат ЗакСа пояснил корреспонденту «Северо-Запад. МБХ медиа», что решение о создании музея в Доме Брюллова стало неожиданным для всех заинтересованных сторон. Поскольку ни тогда, ни сейчас его проектной документации представлено не было. Выяснилось, что музей будет находится на финансовом обеспечении петербургского Фонда развития научных и культурных проектов «Ал-Макам», а деньги на его реставрацию будут привлекать из российских источников. Однако активистов и политиков такое положение не устроило. Участник движения «Демократический выбор» Андрей Скляров опубликовал в сети петицию против передачи Дома Брюллова музею. Его поддержало более семи тысяч людей. Активист рассказал корреспонденту «Северо-Запад. МБХ медиа», какие существуют опасения в случае передачи исторического здания музею.

«Мы волнуемся по поводу некачественной реставрации. Многие историки и архитекторы понимают, что непрозрачный проект реставрации Дома Брюллова может погубить историческое здание или превратить его в новодел. Концепция музея неизвестна.  Непонятно, что это будет — лекторий или теософское учреждение. В итоге мы можем получить как хороший туристический объект, так и сборный пункт для агрессивной религиозной проповеди. Оба исхода сулят дискомфорт», — уверен активист. 

 

«Я хочу, чтобы дом был отреставрирован»

Депутат ЗакСа Алексей Ковалев в течение нескольких лет борется за проведение в Доме Брюллова ремонтных работ — часть здания признана аварийной, но здесь продолжают жить люди, которых власть не торопится расселять. Политик рассказал корреспонденту «Северо-Запад. МБХ медиа», что первостепенной задачей сейчас является реставрация дома, второстепенной — использование его под общественные цели. Однако Ковалев убежден, в России денег для его восстановления нет, а вот Ближний Восток мог бы в этом помочь. 

«Я хочу, чтобы дом был отреставрирован. Есть два пути. Первый — прямые государственные вложения, второй — привлечение инвестора. При этом я хочу, чтобы дом был в госсобственности и в нем сделали общественное пространство. Если они хотят занятся им, то они должны дать гарантии. Было заявлено, что дом будут ремонтировать за счет российского финансирования, но таких денег в России нет, а вот Ближний Восток мог бы помочь. Судя по тому, что они рассказывают о будущем музее, им нужно строить новое здание. Например, у нас на намыве много места. Не подойдет им Дом Брюллова, ведь это историческое здание, в котором нельзя менять планировку», — отметил политик. 

Фото: Яна Ходаревская / «МБХ медиа»

Лидер независимого патриотического молодежного движения «Идентаристы России» Росс Марсов рассказал корреспонденту «Северо-Запад. МБХ медиа», что не видит связи между исламом и Домом архитектора Александра Брюллова. А идентаристы создали общегородское объединение в защиту историческоцй и культурной справедливости Петербурга — «Деисламизация Брюллова». Участники движения призывают защитить Дом от «уготованной ему участи».

«Беспокоит „кулуарный“ характер этого решения, которое пролоббировали известные люди. Мнение жителей никто, разумеется, не спрашивал. А при чем тут ислам и дом русского архитектора Александра Брюллова? Этот дом имеет богатую историю, а его владелец — один из важнейших деятелей архитектурной культуры Петербурга. Власть довела дом до критического состояния. Нам говорят, что «Ал-Макам» его отреставрирует. Но информации о нем практически нет, только известна небольшая связь его главы Игоря Панкова с правительством Татарстана. Почему  Пиотровский никак не влиял на судьбу Дома Брюллова до этого?», — недоумевает Марсов. 

 

«Дом Брюллова никто переделывать не собирается»

Пресс-секретарь вице-губернатора города Евгения Елина Лариса Головина пояснила корреспонденту «Северо-Запад. МБХ медиа», что будет из себя представлять новая структура.

«Музей-институт исламской культуры — это новое научное учреждение, которое откроют в Петербурге. Дом Брюллова никто переделывать не собирается, а вот реставрировать — да. Причем за российские деньги. Здание передадут музею  в безвозмездное пользование. Что касается иностранного вмешательства. Под обращением Беглову подписались уважаемые люди. Неужели Пиотровский будет создавать на базе культурного учреждения какой-то центр пропаганды ислама? Абсурд». 

Ранее СМИ писали, что на Дом Брюллова рассчитывало Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Официальный представитель ВООПик Сергей Васильев признался, что организация никогда не претендовала на здание.

Парадная Дома Брюллова. Фото: paradnye-peterburga.ru

«ВООПИиК не претендовал на здание, а лишь работал над концепцией музеефикации мемориальной части, где был когда-то музей старого Петербурга. Пиотровский никогда не просил отдать под музей исламской культуры именно Дом Брюллова, это чиновники подсунули ему гибнущий по их вине особняк. Проблема в том, что тесные помещения Дома Брюллова плохо пригодны к созданию музея. Боюсь не только музей исламской культуры, но и музей архитектуры не влезет в историческую планировку федерального памятника».

В беседе с корреспондентом «Северо-Запад. МБХ медиа» Головина рассказала, почему не передавать дом ВООПиК.

«Было мнение, что Дом Брюллова нужно передать ВООПиК. Но это, по сути, означает отдать чиновникам под офисное помещение. У нас в запасниках лежит огромное количество культурных ценностей, которые люди не увидят никогда по одной простой причине — их негде разместить. Теперь такая возможность есть. Радоваться надо, что у нас открывается музей», — призвала Головина. 

 

«Компромисса здесь быть не может»

Очевидно, что петербуржцев возмутило равнодушие со стороны городской власти и лишение их права на голос. Но горожане готовы начать диалог с представителями будущего центра исламской культуры и власти. Активист Скляров убежден, что пока достигнуть компромисса по вопросу передачи дома невозможно.

«Компромисса здесь быть не может, пока не начата формализованная официальная общественная дискуссия. Пока ни в МО №7, где находится Дом Брюллова, ни в Смольном, ни в Эрмитаже и Кунсткамере не находится ни одного человека, кто готов поучаствовать не в медиа-дискуссии, а в настоящих общественных слушаниях, не говоря об их организации», — отметил молодой человек.

Но у эссера Ковалева есть решение, которое могло бы удовлетворить интересы горожан в сложившейся ситуации. О чем он рассказал с корреспондентом «Северо-Запад. МБХ медиа». 

«Единственный вариант — отремонтировать дом за счет города и отдать его часть в аренду. Ведь вторая его часть — огромный корпус с жилыми квартирами. Их можно использовать как маневренный фонд для улучшения жилищных условий василеостровцев. Много людей стоит на очереди, много льготных категорий. А другую часть можно использовать под общественные нужды, например, сделать там, как раньше, библиотеку».

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.