in

Директора музея ГУЛАГа в Йошкар-Оле обвинили в незаконном использовании труда грузчиков-иностранцев, которых ему предоставила мэрия города

Николай Аракчеев. Фото: Светлана Аракчеева / ВКонтакте

В сентябре 2018 года музей ГУЛАГа в столице республики Марий-Эл выселили из здания. Теперь миграционная служба обвиняет директора музея Николая Аракчеева в незаконном привлечении к трудовой деятельности иностранцев, которых администрация города сама же бесплатно предоставила для перевозки на склад музейных экспонатов для временного хранения.

В июле 2018 года мы рассказывали, как администрация выселила частный музей ГУЛАГа Николая Аракчеева — руководителя республиканского отделения правозащитной организации «Мемориал». В 2010 году Аракчеев арендовал здание у администрации Йошкар-Олы, но восемь лет спустя администрация признала здание аварийным. Как отмечал Аракчеев, соответствующих документов у чиновников не было, а независимая экспертиза показала, что здание не аварийное. Тогда в конфликт вмешался глава Совета по правам человека при президенте Михаил Федотов. Сам Аракчеев связал выселение с конфликтом с местной властью. В сентябре 2018-го музей все-таки вынужден был съехать.

Как рассказывает Аракчеев, для перевозки экспонатов на склад для временного хранения администрация города, по поручению главного юриста комитета по управлению имуществом Станислава Матвеева, наняла за свой счет компанию «Алснаб», которая набрала 60 грузчиков по объявлению. В день, когда рабочие занимались упаковкой экспонатов, в здание музея неожиданно пришли сотрудники миграционной службы. Из-за того, что среди рабочих оказались трое студентов с гражданством Узбекистана, сотрудники ФМС обвинили Аракчеева в нарушении миграционного законодательства — незаконном привлечении к трудовой деятельности иностранцев (Статья 18.15 КоАП РФ).  «Моя работа была — проверять сохранность при перевозке экспонатов, проверять документы у грузчиков — не мои обязанности», — недоумевает Аракчеев. По его словам, инспекторы аргументировали обвинение тем, что он впустил рабочих на территорию музея, а значит причастен к правонарушению. Протокол об административном правонарушении он подписывать тогда отказался. Он считает, что все это — провокация и давление со стороны властей из-за того, что он долго отказывался освобождать здание музея.

Спустя пять месяцев домой к Аракчееву явился инспектор Управления по вопросам миграции Дмитрий Никифоров и попытался добиться от него подписи под протоколом об административном правонарушении. Штраф, как пообещал инспектор, будет маленький — 2000 рублей. Аракчеев, сославшись на плохое зрение и отсутствие очков, не стал знакомиться с документом и его подписывать. Он убежден, что без ознакомления протокол не имеет юридической силы. Аракчеев пытался дать устные объяснения по поводу инцидента, но инспектор отреагировал так: «У меня сложилось четкое убеждение, что вы нарушитель закона и подлежите наказанию». И вышел из дома. Через минуту он пытался вернуться, потому что забыл вручить повестку для вызова в отделение, но Аракчеев ему больше не открыл.

Затем Аракчееву пришло СМС-сообщение от инспектора с требованием явиться в Управление по вопросам миграции МВД России по Республике Марий-Эл для составления уже не одного, а сразу четырех протоколов. Аракчеев опасается, что теперь штраф будет большой, а у него многодетная семья и есть несовершеннолетние дети. Когда он обратился к Станиславу Матвееву, который организовал перевозку музейных экспонатов, тот сообщил, что его уже оштрафовали — на 8 тысяч рублей по той же статье.

Инспектор Никифоров прокомментировал ситуацию «МБХ медиа» коротко. На просьбу подтвердить рассказ Аракчеева он ответил: «Он будет вам врать что ли? Пусть он письма получает!» и бросил трубку.

Главный юрист комитета по управлению имуществом Станислав Матвеев тоже отказался комментировать ситуацию, сославшись на отпуск, но добавил, что только слышал об обвинениях миграционной службы в свой адрес, но в деталях не разбирался.

Аракчеев рассказал, что протокол об административном нарушении подписывать не собирается, но пойдет в суд, если его вызовут. Также он намерен подать собственный иск на компенсацию морального вреда.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.