in

«Дышать нечем, люди умирают от онкологии». Жители Старого Оскола против расширения производства ГОКа

Взрывные работы на карьере Стойленского ГОКа. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Чиновники и руководство предприятия заявляют, что СГОК не отравляет воздух, а причина онкозаболеваний в городе — вредные привычки и образ жизни, а потому расширение Стойленского ГОКа не приведет к экологической катастрофе. Но местные жители не верят властям и считают комбинат источником смертей и болезней.

В Старом Осколе прошли вторые публичные слушания по вопросу расширения Стойленского горно-обогатительного комбината. Руководство ГОКа решило увеличить добычу и транспортировку неокисленных железистых кварцитов до 36,8 миллиона тонн в год с возможностью увеличения до 46,8 миллиона. Как сообщает пресс-служба администрации Старооскольского городского округа, в слушаниях приняло участие более 400 человек, и проект был поддержан большинством голосов. На телеканале «Оскольское время» показали сюжет, где жители Старого Оскола задали чиновникам и руководству СГОКа «неудобные вопросы» про негативное влияние деятельности комбината на состояние здоровья населения, а те в ответ заявили, что во всём виноват образ жизни, курение и “отсутствие естественного отбора”.

Одна из присутствующих возмутилась, что ни один из ораторов не сказал о связи роста онкологических заболеваний и расширения производства комбината. Женщина заявила, что в областном онкодиспансере «в основном лежат Губкин и Старый Оскол».

 

«С раком можно жить»

Заместитель губернатора Белгородской области, руководитель департамента здравоохранения и социальной защиты Наталия Зубарева ответила, что онкобольные слишком поздно обращаются к врачам, когда время уже упущено. «Откладывается визит к врачу. Вот поболит и перестанет. Наш образ жизни, наша культура – вот здесь проблема. Если есть тревожный звоночек, нужно быстрее к доктору».

Главврач белгородского онкологического диспансера Андрей Шаманов тоже решил защитить СГОК и заверил, что с раком можно жить и трудиться, а его главные причины – это образ жизни, курение и старение населения, которое теперь чаще доживает до рака.

Главный инженер проекта Людмила Богуславская выступила на слушаниях и рассказала, что воздействие на экологическую среду увеличивается всего лишь на 3%, а производительность СГОКа повышается — на 25%, потому что предприятие использует дорогие и современные способы борьбы с негативным воздействием. Генеральный директор ГОКа Сергей Напольских отметил, что предприятие является градообразующим, а также занимается социальными проектами.

Сергей Напольских. Фото: пресс-служба администрации Старооскольского городского округа

Напольских пытался убедить собравшихся в необходимости расширения СГОКа, ради которого придется увеличить санитарно-защитную зону и переселить часть жителей двух деревень, чьи дома окажутся на ее территории.

 

Голосование для своих?

В итоге большинство граждан поддержало проект. Однако в СМИ и соцсетях старооскольцы написали, что слушания были срежиссированы заранее. «Слушания по вопросу расширения СГОКа протащили силами и средствами самого предприятия, пользуясь неосведомлённостью и пассивностью горожан. В зал пригласили работников ГОКа. А вот жители сёл, попавшие в зону расселения, прошли в зал только частично», пишет «Официальный Старый Оскол». На первых слушаниях, как сообщает «Старый Оскол новости», собравшиеся проголосовали против проекта.

Чиновники и врачи рапортуют о вполне благополучной обстановке в Старом Осколе. Заместитель главврача Белгородского онкодиспансера Галина Емельянова заявила, что в Старооскольском городском округе средняя заболеваемость онкологией ниже, чем в среднем по региону: 436 случаев на 100 тыс. жителей, а смертность – средняя по региону. 

Как бы ни старались чиновники убедить старооскольцев, что беспокоиться не о чем, но жители Старого Оскола и Губкина, где расположены главные промышленные гиганты региона, сомневаются в достоверности радужных статистических отчетов. Губкинцы и старооскольцы уже не в первый раз заявляют, что их травят вредными выбросами в атмосферу, и винят в загрязнении экологии не только Стойленский, но и Лебединский ГОК, расположенный в Губкине, недалеко от Старого Оскола.

В 2014 году недовольные граждане вышли на митинг и потребовали остановить запуск второй очереди завода горячего брикетирования железа в Губкине на базе Лебединского ГОКа. Собравшиеся потребовали от властей правдивого ответа об экологической обстановке в городе и закрытия завода горячего брикетирования железа и остановить строительство второй очереди производства, уверяя, что предприятия отравляет воздух, так как на нем нарушена технология производства. Но, несмотря на протесты, предприятия и по сей день наращивают обороты.

 

Пыль вместо налогов

Сейчас чиновники убеждают население в необходимости расширения градостроительных предприятий, плюсы от которых, по их мнению, перевешивают минусы, а еще совсем недавно они переживали по поводу «ухода» Стойленского горно-обогатительного комбината в Липецк.  Дочерняя структура НЛМК (Новолипецкого металлургического комбината) ОАО «Стойленский ГОК» из-за принятия закона о консолидированных группах налогоплательщиков перестала платить налоги в регионе, поэтому смог и пыль достались старооскольцам, а деньги прошли мимо кассы. Да и владельцами главных старооскольских и губкинских предприятий являются жители других регионов. Прибыль от Стойленского ГОКа получает мажоритарный акционер НЛМК Владимир Лисин – миллиардер из списка «Форбс», а прибыль от Лебединского ГОКа – другой миллиардер из этого же списка Алишер Усманов.

 

Куда бежать из Старого Оскола?

Оскольчанка Валентина Бессараб рассказала «МБХ медиа», что ее беспокоит экологическая обстановка в городе и, что она не знала о публичных слушаниях, где собравшиеся по какой-то причине проголосовали за расширение производства.

Валентина Бессараб. Фото: Татьяна Григорьева

— Мне 66 лет, большую часть жизни – 39 лет — я прожила в Старом Осколе. Приехала сюда из Крыма на комсомольскую стройку вместе с сыном. Здесь как раз начали строить ОЭМК (Оскольский электрометаллургический комбинат), потому для меня, как металлурга, были перспективы. Тогда в городе не было такого смога, как сейчас, ситуация ухудшалась постепенно, с расширением производства — Стойленский ГОК год за годом увеличивал мощности. В США такие заводы находятся в пустыне, а у нас рядом с городом. Дышать уже нечем. Как может быть всё хорошо, если возле Старого Оскола добывают руду открытым способом? Это же металлизированная пыль из карьеров, смог. Что там в этой пыли от ГОКа и цемзавода, какой состав, чем мы дышим? По словам чиновников, у нас всё хорошо, но почему тогда люди болеют? У многих моих знакомых онкология, почти в каждой семье, проблемы с суставами, с органами дыхания. Наша семья – не исключение. Я, к сожалению, не знала о слушаниях, но посмотрела видео с выступлением главы областного департамента здравоохранения Зубаревой и прочитала, что сказал главврач онкодиспансера Шаманов. Якобы причина в образе жизни, во вредных привычках, в том числе, в курении, а также, в том, что люди поздно обращаются к врачам. Так вот я и моя семья ведем здоровый образ жизни: не курим, только в Новый год выпиваем по бокалу шампанского, питаемся по большей части овощами и фруктами с собственного огорода, вовремя обследуемся у врачей, но, несмотря на это, вся семья болеет!

У меня киста под коленом, у моего сына, которому 44 года, — была опухоль костной ткани. Сыну пришлось заменить коленный сустав на искусственный. Суставы по какой-то причине стали хрупкими. И случай не единичный. Его коллега, которому тоже сделали операцию по замене сустава, получил вторую группу инвалидности. Его уволили, потому что со второй группой работать не положено, а через год группу «сняли». И он остался без пенсии и без работы. И моя невестка тоже больна – у нее аллергический кашель и насморк. Исследования показали, что аллергия у нее на пыль. Она каждое утро пьет лекарства и идет на работу. Внучке всего 19 лет, но и она уже жалуется на боль в спине и коленях. Теперь и ее нужно везти на обследование. Мои знакомые рассказывали, что их родственник заболел раком легких, а в справке, которую выдали в больнице, указали, что он умер от пневмонии. Они не стали поднимать шум, а зря.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.