В Иркутске 9 ноября прошел очередной суд над анархистом Дмитрием Литвином, обвиняемым по статье 148, часть 1 (оскорбление чувств верующих).
По версии следствия, Литвин с марта по сентябрь 2015 года размещал на странице «Бакунин» во «ВКонтакте» оскорбительные для верующих фотографии. Литвин настаивает, что невиновен, так как доступ к страничке был у нескольких человек, этот факт подтверждает и интернет-провайдер.
На прошлом судебном заседании 2 ноября 2018 года были допрошены не все свидетели по делу, должны были явиться еще четверо. Однако на это заседание явился единственный свидетель. Зато выступление его сильно отличалось от предыдущих. Это был священнослужитель РПЦ Владимир Килин (Святотроицкий Собор города Ангарска). Отец Владимир на фоне остальных свидетелей выглядел более объективным: «Мне демонстрировали данные скриншоты. Из всех этих картинок к православию могла относиться исключительно одна. Я имею в виду фото, на котором можно увидеть неприличный жест руки на фоне церкви. Там был жест, именуемый FUCK, на фоне православной церкви. Что касается других изображений, то они неканонические и никакого отношения к православию не имеют. Равно как и никакого отношения к Иисусу Христу они тоже не имеют».
Прокурор настоял на том, чтобы священнику еще раз продемонстрировали скриншоты из материалов уголовного дела. На картинках некто напоминающие Христа и Деву Марию — они ведут диалог, в котором выражают сомнения в достоверности чудес претворения воды в вино и непорочного зачатия, а также изображение мужчины, напоминающего Иисуса Христа, с поднятыми руками, сидящего на кровати рядом с девушкой. Но и после этого Килин не увидел ничего такого, что можно было трактовать как оскорбление чувств верующих: «Эти изображения неканонические. Никакого отношения к Христу и Богородице они явно не имеют. Что касается имени «Иисус», так это тоже ничего особо не говорит, так как данное имя весьма распространено в мире. Я лично не осуждаю никого. Каждый имеет право выражать свои взгляды. Гражданин РФ имеет право критиковать другие религиозные взгляды». Тем не менее, скриншот картинки с неприличным жестом на фоне христианского храма отец Владимир посчитал «скверной»: «Контекст данного фото я считаю оскорбительным. Ведь этот жест – имитация детородного органа. Это скверный жест с Гарлемских улиц. Он означает отрицательное отношение. Но это не оскорбление, а осквернение, социальная безответственность. Этот инцидент с молодым человеком мы обсуждали на общественной палате города Иркутска. И было предложено, чтобы с парнем побеседовали психологи и педагоги».
В ответ на это государственный обвинитель спросил священника, не является ли его мнение субъективным. На что Килин ответил: «Вы меня пригласили в суд в качестве субъекта. Я и есть субъект!». Из-за отсутствия остальных свидетелей судебное разбирательство было перенесено на 13 ноября 2018 года.
Пока идет разбирательство дела Литвина в стенах суда, за их пределами ФСБ усилило прессинг на его соратников. Студента-анархиста Артёма Яковлева пытались завербовать сотрудники спецслужб. Они расспрашивали о планах на жизнь, увлечениях, интересовались о деятельности товарищей-анархистов, а если Артём откажется, ему пообещали «веселую жизнь».
«Я им приводил аргументы, что активность масс падает, а они в ответ: «Ты что хочешь, чтобы было как на Украине?» Я старался отказываться, от беседы, на что получал тонны аргументов, как люди быстро меняют своё мировоззрение в местах не столь отдалённых. Они обвиняли в юношеском максимализме, искренне не понимая, зачем «умышленно ломать свою жизнь из-за каких-то бывших товарищей, которые бросят тебя в любой момент». Я же понимал, что независимо от результата этой встречи жизнь моя не будет прежней и всё равно пытался стоять на своём. В итоге я согласился, спросив лишь, что конкретно им нужно, они ответили, что им нужно знать, как настроены члены группы, что там происходит. На что я выдал, находясь на грани нервного срыва, что ничего не происходит». Однако после этой беседы Артём снял и выложил видео, в котором он посвятил общественность в эту историю, тем самым публично отказавшись от сотрудничества с ФСБ.