in

«Это оскорбило покойную прабабушку моей жены!». В Иркутске продолжается суд за оскорбление чувств верующих

Дмитрий Литвин в зале суда. Фото из личного архива

15 и 16 ноября 2018 года в Иркутске продолжился суд над анархистом Дмитрием Литвином, который обвиняется по статье 148, часть 1 УК РФ (оскорбление чувств верующих). На этих судебных заседаниях продолжился допрос свидетелей и самого подсудимого. Свидетелями стали бурят-шаманист Роман Шатханов, чиновник областного правительства Николай Казанцев и житель Новосибирска, студент Матфей Муха. Кроме того были допрошены и трое свидетелей со стороны обвиняемого.

По версии следствия, Литвин с марта по сентябрь 2015 года размещал на странице «Бакунин» во «ВКонтакте» оскорбительные для верующих фотографии. Литвин настаивает, что невиновен, так как доступ к страничке был у нескольких человек, этот факт подтверждает и интернет-провайдер. На прошлом судебном заседании 9 ноября 2018 года были допрошены несколько свидетелей со стороны государственного обвинителя.

Допрос начался со свидетеля бурята Романа Шатханова, который назвал себя шаманистом: «Несколько лет назад я проходил мимо митинга анархистов и взял их листовку. После этого зашел в ВК. Там на странице «Дмитрий Бакунин» я увидел фото  с неприличным жестом на фоне церкви. Меня это оскорбило, хотя я и не христианин, а бурятский шаманист. Но прабабушка моей супруги – христианка, а шаманизм и христианство рядом ходят. Они близки. Раз в год с женой ходим в церковь. Ставим свечку прабабушке. Эта картинка оскорбила покойную прабабушку моей жены. На этой картинке был жест, чтобы оскорбить человека. «Факел» называется».

На вопрос адвоката, как часто он пользуется социальной сетью ВК, шаманист ответил, что не был там уже три месяца, однако же фото с «неприличным жестом на фоне церкви» помнит отчетливо.

У стороны защиты возникли подозрения, что на Шатханова (впрочем, как и на других свидетелей по делу Литвина) оперативниками из Центра противодействия экстремизму было оказано определенное давление.  Действительно, шаманист утверждает что, с момента просмотра страницы «Дмитрий Бакунин» в ВК и его встречи с оперативниками прошло более двух лет, однако при этом Шатханов отчетливо помнит то, что было изображено там: «Оперативник мне задавал наводящие вопросы. И я не знаю, почему он вышел именно на меня».

Следующим свидетелем со стороны обвинения стал чиновник из правительства Иркутской области (начальник отдела национальных и этноконфессиональных отношений) – Николай Казанцев. В 2015-2016 годах Казанцев был уполномоченным иркутской городской Администрации при проведении публичных мероприятий.

«Литвин был участником многих митингов и пикетов. Данное фото с неприличным жестом вызвало у меня недопонимание. Я сразу сообщил об этом в Центр противодействия экстремизму в устной форме. В мои обязанности входит мониторинг социальных сетей, а именно страницы лиц, которые подают уведомления о публичных мероприятиях на предмет экстремизма, терроризма и оскорбления чувств верующих. Что касается религии, я человек православный, но в церковных обрядах не участвую», — разоткровенничался чиновник.

С третьим свидетелем все было значительно сложнее. Бывший анархист Матфей Муха учится в Новосибирске, но ранее жил в Иркутске. Приставы нашли его в Новосибирске, и с помощью видеосвязи между судами в Иркутске и Новосибирске удалось провести допрос Мухи. Как выяснилось Муха тоже «оскорблен» неприличным жестом на фоне православной церкви. Муха заявил, что он и верующий, и якобы регулярно посещает церковь. До отъезда в Новосибирск Муха участвовал в анархистских акциях.   

Со стороны защиты также были вызваны трое свидетелей. Ими стали друзья и знакомые Дмитрия Литвина.

«Я утверждаю, что страница «Дмитрий Бакунин» являлась коллективной. Литвин давал пароль от своего аккаунта в ВК многим активистам нашего движения, в том числе мне. Кто именно мог выложить в ВК данные фотографии, которые на мой взгляд являются обыкновенными шутками, я не знаю. Не помню таких подробностей. Могу сказать, что по этому делу в апреле 2017 года были проведены обыски у всех активистов нашего движения. Эти обыски были проведены со всеми возможными нарушениями закона. Убежден, что данные действия полиции были политически мотивированы. Обыски и аресты наших активистов привели к срыву планируемого нами мероприятия «Совет несогласных», — рассказал один из иркутских анархистов Игорь Мартыненко.  

«Данные мероприятия полиции, проведенные в отношении иркутских анархистов весной 2017 года, я считаю политическими репрессиями. Мы подавали массу жалоб в прокуратуру, однако все это было безрезультатно», — рассказала свидетель Софья Баженова.

Следом за ней выступила свидетель Наталья Максианович: «С подсудимым знакома уже несколько лет. Он друг моего сына Игоря Мартыненко.  Всю картину обыска я видела воочию. Врывались в квартиру рано утром. Люди в масках, с автоматами. Всех положили лицом в пол. Затем прошел обыск со всеми нарушениями. Потом оказалось, что якобы Дмитрий подозревается в экстремизме, терроризме и оскорблении чувств верующих. Я сама верующая. Крещена в русской православной церкви. И я думаю, что адекватный верующий человек просто не может оскорбиться на какие-то картинки в социальных сетях».

На этом допрос свидетелей был завершен. На следующем судебном заседании планируются прения сторон.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.