Астраханская администрация пытается отобрать частный дом и землю у врача-реаниматолога Раиса Зайнутдинова и его семьи. Для этого власти подделали техническую экспертизу и признали здание многоквартирным и аварийным. Несмотря на то, что у владельцев дома есть все документы, а о поддельности экспертизы заявили в Отделе экономической безопасности и противодействия коррупции, Зайнутдиновы раз за разом проигрывают суды.
Второй этаж-мансарду признали квартирой
Еще в 1987 году семья Зайнутдиновых купила участок с домом по улице Ахшарумова в Астрахани. Тогда они получили договор купли-продажи и оформили свою недвижимость по всем правилам. В феврале 2016 года Зайнутдиновым позвонили из администрации Астрахани и сказали, что их землю изымают для муниципальных нужд. Также семье объявили, что они должны были снести постройку за собственные средства: «Администрация предоставила документ о том, что они нам в 2011 году предлагали снести наш дом за наш счет. Но мы этот документ не получали, более того, он был не на собственника, а на человека, который когда-то был прописан в доме», — рассказала нам жена владельца дома Гульщиря Зайнутдинова.
Также Зайнутдиновы узнали, что в 2006 году межведомственная комиссия со стороны администрации провела экспертизу их дома, которая признала его многоквартирным и аварийным: «Они не заходили в наш дом и без разрешения собственника, как положено по закону, сделали техническое заключение. Там не было фотографий изнутри дома, зато была схема. Первый этаж признали одной квартирой, а второй, который на самом деле мансарда, другой квартирой».
В мае 2016 года Зайнутдиновы обратились с иском в Кировский районный суд Астрахани. Они предоставили все документы, доказывающие, что это их участок и их частный дом: договор купли-продажи, свидетельство на собственность, межевой план, кадастровый паспорт и другие. Также семья заказала техническую экспертизу, которая доказала, что здание не аварийное — ее тоже предоставили в суд.
Несмотря на все доказательства собственности, 20 июня 2016 года судья Надежда Мелихова вынесла решение — признала дом многоквартирным, аварийным и, следовательно, подлежащим сносу. Основанием для такого решения стала та самая экспертиза, которая якобы была проведена комиссией от администрации в 2006 году.
Фальшивая экспертиза
После такого решения Зайнутдиновы обратились в «Астраханский государственный фонд пространственных и технических данных (БТИ)». Там предоставили схему здания, где оно не было поделено на две квартиры. Эту схему семья предоставила в областной суд.
После этого собственники дома с участком подали апелляцию в областной суд. Сначала дело затягивалось, потому что судьи постоянно менялись. Потом у Зайнутдиновых отказались принимать новые документы: «Принимали только те документы, которые были в Кировском районном суде. А у меня было много новых. Долгое время и документ из БТИ не хотели принимать, но потом все же приняли».
На одном из заседаний областного суда выступала представитель БТИ. Она объяснила, что дом Зайнутдиновых не многоквартирный, а частный. Доказательств этому было множество: отсутствие отдельного входа во “вторую квартиру”, низкие потолки, отсутствие второй кухни и санузла. «В суде это просто не зафиксировали. В материалах дела ее слов нет», — рассказала Гульщиря.
Во время этого процесса Зайнутдиновы обратились в прокуратуру Советского района Астрахани. В сентябре 2016 года там выписали главе администрации Астрахани Олегу Полумордвинову представление, чтоб в деле владельцев дома на улице Ахшарумова устранили нарушения жилищного законодательства.
Несмотря на это представление, 5 октября 2016 года областной суд признал решение Кировского суда законным и оставил его в силе. То же самое произошло 29 октября 2016 года в областном суде и с кассационной жалобой.
После этих судов Зайнутдиновы начали писать обращения и в местную прокуратуру, и в местный следственный комитет, и в Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции (ОБЭП).
Но ответ семья получила только от ОБЭП. Там сообщили, что одна страница технической экспертизы от 2006 года действительно подделана — поверх схемы, которую взяли в БТИ, написаны номера двух квартир, которых изначально там не было. Более того, оригинала этой страницы нет, а к делу приобщена лишь копия.
Все эти материалы ОБЭП передал в прокуратуру Астрахани, чтобы там решили, возбуждать ли дела о злоупотреблении должностными полномочиями и фальсификации доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности (статьи 303 и 285 УК). Там материалы, в свою очередь, передали в прокуратуру Кировского района, оттуда они ушли в в областной следственный комитет, и только после этого попали в Кировский районный СК, который до сих пор не пришел к выводу, стоит ли возбуждать уголовное дело.
В это же время, 7 мая 2018 года Зайнутдиновы получили распоряжение об изъятии земли и имущества и подали иск в суд Советского района Астрахани. Сейчас семья ждет, когда СК подтвердит, что техническая экспертиза поддельная и возбудит уголовное дело. Тогда у администрации не будет никаких доказательств того, что дом и землю нужно изъять.