in

Генеральный свидетель. Доверенное лицо Путина изменило показания в пользу обвиняемых в мошенничестве

Александр Иноземцев. Фото: avid.ru

«Вопрос взаимодействия кадастровой и рыночной цен – самый мутный вопрос. Полное болото по этому вопросу в стране»,  — сказал сегодня, 18 декабря, на допросе в Свердловском районном суде Перми свидетель Александр Иноземцев.

В России и в мире он известен как генеральный конструктор турбореактивных авиадвигателей, управляющий директор АО «ОДК-Авиадвигатель». А также  — как доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года. За год до голосования, 10 марта 2017 года, Иноземцев подписал заявление в ФСБ с просьбой проверить сделку о продаже по заниженной цене земельного участка своего предприятия. Теперь он утверждает, что отчуждение земли по цене, которая в 25 раз дешевле рыночной, не причинила «никакого ущерба».

 

«Отмыли» землю

Никто из пяти подсудимых по уголовному делу о мошенничестве с непрофильными активами АО «ОДК-Авиадвигатель», входящего в госкорпорацию «Ростех», не признает вину в совершении тяжкого экономического преступления. Это выяснилось в ходе начатого 31 октября 2018 года судебного следствия.

 

В обвинительном заключении изложена версия ФСБ и полиции. «Не позднее 28 ноября 2015 года по 20 февраля 2016 года» первый заместитель генерального конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель» – начальник ОКБ Николай Кокшаров, финансовый директор Алексей Черемных, начальник отдела по работе с акционерами и управления имуществом Олег Титаренко путем обмана и злоупотребления доверием совершили отчуждение имущества рыночной стоимостью 6,22 млн рублей (часть 4 статьи 159 УК РФ). Пособниками выступили заместитель управляющего директора – директор по правовым и корпоративным вопросам этого оборонного предприятия Ирина Любимова, а также единственный учредитель и директор ООО «Арт» Ольга Мордвинова (часть 5 статьи 33, часть 4 статьи 159 УК РФ).

 

По версии следствия, Николай Кокшаров, владелец садового участка, расположенного вблизи деревни Ельники Добрянского района на берегу реки Чусовой, в 2013 году купил у директора опытного завода Виктора Смирнова соседние 13,8 сотки за 552, 8 тыс. рублей – то есть по 40 тысяч рублей за сотку. В 2015 году ему захотелось приобрести близлежащие 1,2 га особо охраняемой природной территории, где находится ведомственная база отдыха с двумя дачными домами площадью 157,2 кв. метра и 252,3 кв. метра, баней и водозаборной скважиной, по заниженной в 20 раз цене  — 2 тысячи рублей за сотку. Вступив в сговор с подчиненными Черемных и Титаренко, топ-менеджер добился своего. Привлеченная Черемных к участию в оформлении сделок Любимова обеспечила видимость законности, а Мордвинова за 15 тысяч рублей изготовила заведомо ложный отчет о стоимости 1,2 га в 245 тысяч рублей.

 

Продажу организовали через подконтрольные Черемных ООО «Автоцентр К-117» и ООО «Лодочная база в Голованово». Затем Кокшаров и Черемных до 24 мая 2016 года легализовали (отмыли) преступно добытое имущество, перепродав землю в ООО «Зеленый холм», соучредителями которого стали дочь Кокшарова Марина и сын Черемных Вячеслав  (пункт «б» часть 4 статьи 174.1 УК РФ). Управляющий директор – генеральный конструктор АО «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев, узнав в ноябре 2016 года от сотрудников ФСБ о таких действиях, в ультимативной форме потребовал вернуть имущество. По договору от 20 марта 2017 года база была возвращена в конструкторское бюро за 50 тысяч рублей.

 

«Это не докажут»

 

В обвинительном заключении цитируются рассекреченные ФСБ записи телефонных и устных разговоров между соучастниками, где обсуждались возможности избежать уголовной ответственности. Вот фрагмент общения по телефону Черемных (ЧАН) и Кокшарова (КНЛ), записанный 10 марта 2017 года во время доследственной проверки:

 

ЧАН: Ирина меня тут затормозила.

КНЛ: Что?

ЧАН: Ну, Ирина Любимова, я к ней раз пять уже заходил. Давай-давай. Она говорит: «Ну, ничего не будет», успокаивала меня, что действительно ничего не будет, это не докажут, это не докажут.

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

А вот фрагмент телефонного разговора Кокшарова (КНЛ) и его дочери Марины (КМН) от 11 марта 2017 года. Первый заместитель генерального конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель» дает наставления  — как и что соучредитель ООО «Зеленый холм» должна говорить при объяснениях в полиции.

 

КНЛ: Значит, я тебе поясню, в чем суть дела. Кто-то написал бумажку, что детям начальников взяли и по дешевке продали эти земли. Вот такая (неразборчиво).

КНЛ: Во-первых, что по факту. Значит, фактически, значит, вы землю покупали в другой, чужой фирме, не у нас по факту. Во-вторых, она была продана, нами была продана по цене, которая назначена оценщиком.

КМН: Которая, что была?

КНЛ: Был оценщик, официальный оценщик, который давал цену этой земле, и по этой цене мы ее продали какой-то фирме непонятной, я не знаю эту фирму, она нам лишняя.

КМН: Понятно.   

 

«Товарищи офицеры дали ложную информацию»


После избрания 18 марта 2018 года Путина на очередной президентский срок Иноземцев перестал быть доверенным лицом. Уже с 27 марта по 3 апреля полиция предъявила обвинение всем пяти фигурантам уголовного дела о мошенничестве. В том числе и Любимовой.

 

В коллективе АО «ОДК-Авиадвигатель» гуляет версия, что эта 44-летняя женщина приходится 67-летнему Иноземцеву внебрачной дочерью. В пользу такого предположения свидетельствует не только их внешнее сходство. 25 мая 2015 года руководитель оборонного предприятия выдал своему заму по правовым и корпоративным вопросам доверенность на право пользоваться, управлять и распоряжаться всем его личным имуществом – «в чем бы оно ни заключалось, где бы ни находилось, в том числе на территории других государств». На основании этого документа Любимова двумя договорами от 12 июля 2016 года продала два земельных участка Иноземцева близ российской деревни Ельники общей площадью 27,4 сотки за 830 тысяч рублей. То есть по 30 тысяч рублей за сотку.

Деревня Ельники. Фото: elniki.com

Отвечая 18 декабря 2018 года в суде на вопрос гособвинителя Сергея Белкина, свидетель Иноземцев не смог вспомнить продажную цену своих частных наделов, расположенных рядом с базой отдыха. Зато он утверждал – отчуждение двух ведомственных участков по цене 2 тысячи рублей за сотку не принесло предприятию ущерба. «Я вижу прибыль»,  — заверил генеральный конструктор.

 

Подписание 10 марта 2017 года заявления в ФСБ он объяснил тем, что «товарищи офицеры дали ложную информацию». Гособвинитель Белкин огласил в судебном заседании показания, которые Иноземцев дал 25 мая 2017 года на допросе в полиции: «Конечно, предприятию причинен имущественный ущерб». Свидетель Иноземцев 18 декабря 2018 года парировал: «Сегодня я это опровергаю».

 

У реки, рядом с городом


Директор ООО «МВМ-Оценка» Александр Ширинкин, который по поручению следствия провел оценочную экспертизу, сообщил на допросе в полиции о достоинствах земельного участка в Ельниках. От границы Перми – всего 10 километров по асфальтовой дороге, подведено электричество. Участок расположен на первой линии к реке, можно построить собственный пирс. «Такие участки пользуются большим спросом, почти не поступают в продажу, их очень мало»,  — пояснил эксперт Ширинкин.

 

Обвиняемым в мошенничестве и пособничестве в нем грозит до 10 лет лишения свободы с штрафом до 1 млн рублей. Обвиняемым в легализации (отмывании) преступно приобретенного имущества – до 7 лет со штрафом до 1 млн рублей.

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.