Председатель парламента Хакасии Владимир Штыгашев заявил, что в каждой калмыцкой семье были те, кто воевал на стороне гитлеровской Германии. По поводу этих слов уже подано обращение в прокуратуру, а на самого Штыгашева пообещали подать в суд.
Спасение через депортацию
На сессии Верховного Совета Хакасии в среду 29 января председатель республиканского парламента Владимир Штыгашев сказал, что решение о депортации населения Калмыкии в 1943 году было принято, чтобы спасти этот народ от расправы. По его словам, в каждой калмыцкой семье были «каратели», которые воевали на стороне гитлеровской Германии в годы Великой Отечественной войны.
«1943 год, создана комиссия, которая занималась расследованием злодеяний немецко-фашистских войск и их прихвостней на территории СССР. Эта же комиссия занималась выселением предателей и их близких родственников за пределы национальных территорий. На комиссии впервые был Сталин. И встал вопрос: может частично калмыков выселить? Когда посмотрели: нет ни одной семьи, кто бы у фашистов не служил карателем. Отец, брат, сын — в каждой семье. Сказали, что целый народ не может отвечать. Верховный главнокомандующий ответил так: «Я считаю, надо выселить калмыков до одного, и чем дальше, тем лучше. Если вы хотите сохранить калмыцкий народ, его надо подальше спрятать»», — сказал Штыгашев.
Во время вторжения в СССР нацистское руководство Германии возлагало большие надежды на использование национальных проблем как дестабилизирующего фактора. Для этой цели с самого начала войны из пленных и перебежчиков стали формироваться военные соединения по национальному признаку. По-настоящему боеспособные части в основном входили в структуры СС (охранных отрядов нацистской партии), так как международные договоры не позволяли брать жителей оккупированных стран в действующую армию — вермахт. Но в ходе войны на Восточном фронте из-за недостатка людских ресурсов советские граждане вермахтом набирались во вспомогательные соединения, которые занимались как бытовой и хозяйственной обслугой немецкого тыла, так и карательными операциями. В литературе их принято называть «восточными легионами».
Спикер хакасского Верховного Совета, вероятно, имел в виду деятельность калмыцкого кавалерийского корпуса, который создал вермахт во время большого наступления на юге России летом-осенью 1942 года. Антисоветски настроенные калмыки записывались в корпус, приходя в него со своими лошадьми. Но воевать за свободу Калмыкии от большевиков им пришлось недолго. Вермахт был разбит на юге, и в итоге до конца войны остатки корпуса отступали вместе с Третьим Рейхом, пока весной 1945 года не оказались в американской зоне оккупации, откуда они были переданы советской стороне и отправлены в ГУЛАГ. Лишь немногим удалось остаться на Западе.
Число калмыцких коллаборационистов в годы Второй Мировой войны колеблется, но речь идет о нескольких тысячах человек. В Калмыкии в середине XX века проживали около 200 тысяч человек. Из них калмыки составляли 100 тысяч. Так что цифры уже опровергают версию Штыгашева о повальном коллаборационизме калмыков.
Калмыцкий ответ
В Калмыкии на слова из далекой Хакасии отреагировали в тот же день.
Глава республики Бату Хасиков в своем Instagram заявил: «Калмыки мужественно воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Наши воины участвовали в партизанских отрядах, сражались на полях Белоруссии, на Украине, в степях Калмыкии. За боевые заслуги около четырех тысяч воинов из Калмыкии были награждены орденами и медалями. 23 уроженца из нашей республики были удостоены звания Героя Советского Союза, 9 из них по национальности калмыки. <…> Поэтому вдвойне странно слышать от спикера парламента Хакасии рассуждения об оправдании сталинских репрессий в Калмыкии. Впредь предлагаю Владимиру Николаевичу быть максимально корректным в высказываниях, особенно касающихся таких трагических моментов как депортация моего народа, и сосредоточить внимание на решении проблем своих избирателей».
Депутат Госдумы Калмыкии Батор Адучиев тоже отозвался на заявление главы Верховного совета Хакасии: «Первая мысль, что это фейк! Не может человек, занимающий такой государственный пост, сказать в адрес народа, положившего на алтарь Победы многих своих сыновей и дочерей, столь циничную ложь! И в преддверии празднования российским народом 75-летия Победы на калмыков вылит ушат грязи, на народ, который занял второе место по количеству воинов, удостоенных звания «Герой Советского Союза» в Великой Отечественной войне, в процентном соотношении к населению. Сознание не хочет верить в случившееся!»
Депутат заявил, что подаст в суд на Штыгашева за публичное оскорбление калмыцкого народа и клевету, если тот не покинет свой пост.
С требованием привлечь к уголовной ответственности Штыгашева выступили и другие представители калмыцкой политической и культурной элиты.
По мере освобождения оккупированных территорий у верховного главнокомандующего Сталина созревал план по наказанию народов, представители которых активно сотрудничали с Третьим Рейхом. В 1943-1944 годах были полностью и целенаправленно депортированы калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Масштабно, но менее массово депортировали русских, украинцев, молдаван, литовцев, латышей, эстонцев и другие народы, оказавшиеся на занятых немцами территориях. Из около 100 тысяч депортированных на Урал, в Сибирь и в Среднюю Азию калмыков погибли 20% (цифры демографических потерь продолжают разниться, однако очевидно, что речь идет о потерях, превышающих число калмыцких коллаборационистов).
Возвращаться на родину калмыкам разрешили в 1955 году, а в качестве автономной республики Калмыкия была восстановлена через три года. С конца 1980-х годов памятные даты, связанные с депортацией, отмечаются на республиканском уровне.
Хакасские извинения
К вечеру 29 января в Хакасии начали извиняться.
Кандидат исторических наук из Хакасии Станислав Угдыжеков выпустил видеообращение, где от лица Хакасии принес извинения за высказывания Штыгашева: «Я приношу от себя лично извинения перед калмыцким народом, перед всеми людьми, которые не приемлют актов геноцида, и призываю все-таки тех людей, которые голосуют за подобных агитаторов бесчеловечной жестокости, задуматься о том, кого они приводят во власть, и как они будут смотреть в глаза своим детям накануне праздника победы».
Сам Штыгашев тоже извинился за свои слова и сказал, что эта цитата была вырвана из контекста: «Дорогие друзья, я искренне сожалею, если сказанное о войне мною задело чьи-то чувства. <…> Я никого не уполномочивал в искаженном виде транслировать в средствах массовой информации мои высказывания, взятые из контекста и сделанные во время беседы с депутатами. Тем более, делать выводы, которые мне чужды, которые могут хоть как-то оскорбить другие братские мне народы, — нет и не было никакого оправдания депортации калмыцкого народа. Это трагедия, война — это самое страшное, что выпало на все человечество, особенно на советских людей».
В четверг 30 января слова спикера регионального законодательного собрания прокомментировал глава Хакасии Валентин Коновалов. «Сказанное вчера Владимиром Николаевичем Штыгашевым на очередной сессии парламента в адрес калмыцкого народа является только его мнением, а не позицией органов власти Республики Хакасия и ее жителей. Более того, я не разделяю это мнение! <..> Выражаю надежду, что в связи произошедшим между двумя братскими народами не возникнет разногласий», — обратился он к народу Калмыкии.
«Курят траву»
Старейший спикер заксобрания в России Владимир Штыгашев (ему недавно исполнилось 80 лет, из них 28 он возглавляет региональный парламент) известен своими скандальными высказываниями. В 2014 году, после присоединения Крыма, политик заметил, что, например, часть территории Казахстана — исконно российские земли. В октябре 2019, выступая в Совете Федерации, Штыгашев обрушился с критикой на федеральное законодательство, из-за которого крупные региональные предприятия не платят налоги в республике: «Саяно-Шушенская ГЭС вырабатывает электроэнергии как двадцать два Днепрогэса, а налогов платит как маленький пивзаводик. Угольные компании, которые добывают по 30 млн тонн угля и вывозят его за рубеж, тоже платят маленькие налоги на прибыль».
У себя дома в Абакане спикер высказался на тему федерального бюджета еще резче: «Общак не тронутый лежит, и сидят курят траву». Тему бедственного положения регионов Владимир Николаевич поднимал и обсуждая в январе 2020-го предложенные Путиным поправки в Конституцию: «Даже Чингисхан брал одну десятину, одну! А у нас забирают девять десятин!».
Версия депортации народов во время Второй Мировой войны, высказанная Штыгашевым — это известный штамп постсоветских сталинистских публицистов. Когда после крушения СССР отрицать преступления Сталина стало практически невозможно — архивы были открыты, жертвы получили право голоса — среди сталинистов получила распространение позиция, что репрессии были объективно оправданы. Один из излюбленных аргументов авторов, стоящих на такой идеологической позиции — без коллективизации и «Большого террора» 1937 года не была бы возможна Победа. Аргумент о депортации народов ради их спасения — из такой же постсоветской сталинской мифологии, не имеющей документального подтверждения.