in

Главный еврей Северного Кавказа: как и для кого в Чечне не построили синагогу (Лучшие тексты 2020)

Пустырь между строительной площадкой и автозаправкой на улице Виктора Кан-Калика. Фото: «МБХ медиа»

В первые дни нового, 2021 года мы напоминаем о лучших наших текстах, вышедших в прошлом году.  Этот текст был опубликован 19 июня.


Еврейская культура в Чечне непременно должна возродиться — только непонятно, когда и как. О возвращении евреев в Грозный говорили в 2007, 2013, 2019 году, но где эти люди и кто они, узнать практически невозможно. И все же для них тут строят синагогу — по крайней мере, так утверждает главный (и, вероятно, единственный) еврей Чечни Моисей Юнаев. Вот только найти следы строительства или хотя бы намек на синагогу оказалось еще сложнее, чем самого Юнаева.

На берегу Сунжи, у моста по улице Виктора Кан-Калика, есть небольшой пустырь. Чуть ближе к центру стоит автозаправка, за ней — стройка за зеленым забором. Дорога не самая оживленная – машин тут обычно мало, а из приметных зданий можно увидеть только республиканское отделение наркоконтроля. Семь лет назад здесь было много народу: под вспышками фотоаппаратов уважаемые люди заложили камень под строительство первой и единственной в современной Чечне синагоги.

Камень преткновения

В январе 2013 года в Грозном состоялось знаменательное событие – товарищеский футбольный матч между чеченской командой «Терек» (ныне переименована в «Ахмат») и израильским «Бейтаром». Футболистов, которые прилетели на частном самолете бизнесмена Тельмана Исмаилова, встретили как родных, исполнив народные танцы и даже развернув приветственные плакаты на иврите. Спортсмены были поражены чеченским гостеприимством. Матч завершился ничьей, а стадион, украшенный флагами России, Чечни и Израиля, был полон зрителей. Один из них рассказывал «Кавказскому узлу», что его удивили меры безопасности: ближайшие улицы были перекрыты, стадион охраняли люди в камуфляже, а на входе нужно было пройти два контроля – в том числе полный личный досмотр.

Вместе с израильскими футболистами в Грозный прилетели видные деятели еврейского происхождения – главный раввин горских евреев Израиля Янив Нафталиев, заместитель главного раввина Москвы Шимон Левин, главный раввин Санкт-Петербурга и Ленинградской области Раши Рабаев и почему-то актер Геннадий Хазанов. Но главным гостем, конечно, был известный бизнесмен, хозяин Черкизовского рынка, азербайджанский горский еврей Тельман Исмаилов.

На Исмаилова (точнее, на его состояние) в Чечне возлагали большие надежды. В 2010 году бизнесмен активно изъявлял желание вложиться в развитие Чечни. Первым делом он взял на себя спонсирование футбольного клуба «Терек», а его сын был назначен вице-президентом клуба. Хотя в тот период у правоохранительных органов уже были существенные претензии к Исмаилову, он выразил намерение вложиться в «целый ряд инвестиционных проектов» в Чечне и был заявлен как главный спонсор строительства первой в современной Чечне синагоги. До революции в Грозном синагога была, ее закрыли в тридцатые и полностью разрушили во время Первой чеченской. 

Синагога и мечеть в еврейском квартале Грозного

О ее постройке нового молельного дома председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган лично договорился с Рамзаном Кадыровым еще в 2007 году. Тогда же начался разговор о возрождении в Чечне еврейской общины. Большая часть евреев (преимущественно горских евреев и ашкеназов) покинула Северный Кавказ еще в семидесятых годах, а оставшиеся уехали из Чечни в начале девяностых. На момент закладки камня будущей синагоги в Чечне удалось обнаружить двух этнических евреев, но они отказались прибыть на церемонию.

Закладка камня все равно состоялась под вспышками камер чеченских и израильских журналистов. Участвовали и футболисты «Бейтара», и Исмаилов, и Хазанов, и (самый молодой в истории России) мэр Грозного Ислам Кадыров. Собравшиеся объявили о переименовании улицы Субботников в улицу Виктора Кан-Калика – ректора чеченского вуза, похищенного и убитого в 1991 году. Вскоре после торжества Тельман Исмаилов покинет страну, все его счета будут арестованы, его признают банкротом, а в 2017 году предъявят обвинение в двойном убийстве. 2017 будет неудачным и для Ислама Кадырова – его снимут с поста мэра, предварительно то ли прострелив, то ли сломав обе руки.

Камня на месте строительства синагоги сейчас нет – раньше тут лежала гора песка, а сейчас пустырь и небольшая автозаправка. Пожалуй, единственное место в городе, где можно увидеть иудейский символ – это центральное кладбище. Там установлен мемориальный камень в память о погибшем в ходе войны гражданском населении. На камне высечены три символа – крест, полумесяц и звезда Давида.

Тельман Исмаилов. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС / Архив
Потерянное колено

Старшее поколение чеченцев прекрасно помнит времена, когда в Грозном жили вместе евреи, русские и армяне. Молодежь же про евреев только слышала от старших. Многие никогда не видели евреев в глаза, что дает им почву для разных фантазий, например, что у евреев как-то особенно пахнут уши. Вероятно, поэтому для многих стало откровением наличие в Чечне еврейской общины и даже ее живого представителя – Моисея Юнаева. Юнаев обнаружился в Чечне после того, как в 2017 году от имени еврейской общины Грозного записал видеообращение в поддержку Рамзана Кадырова.

Выступление Юнаева стало шоком как для самих чеченцев, так и для представителей еврейских организаций. Глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин тогда сказал, что никакой общины в Грозном нет, как и самих евреев, а выступление Юнаева – это фантасмагория. Сам Юнаев утверждал, что находится в Чечне с 2015 года, чему вполне можно поверить: за год до скандального интервью он выступил на съезде Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России в Москве, где говорил, что жить в Грозном хорошо, а чеченцы «подходят на улице и обнимают, говорят, слава богу, вы вернулись».  

Заявление Юнаева в поддержку Кадырова вызвало скандал, исходное видео было удалено. Но это не помешало Юнаеву организовать в Грозном съезд евреев Северного Кавказа и избраться их лидером. Избрали его, как говорил сам Юнаев, старейшины, которые не зависят от еврейских организаций.

Позже Юнаев давал несколько интервью, где рассказывал, что направлен в Чечню из Пятигорска, чтобы возродить еврейскую общину. В своих выступлениях, которых было немного, он рассказывал о восьмидесяти живущих в Чечне евреях и мирной спокойной жизни при Рамзане Кадырове.

Моисей Юнаев. Кадр: проект «Код Нации» / YouTube

По информации «МБХ медиа», Юнаев предпочитает проводить время в Пятигорске, а в Грозный приезжает на мероприятия. Знакомые Юнаева называли его преимущественно «ваша» (по-чеченски «брат») и отзывались о нем как о добром и приятном человеке. Мне удалось встретиться с Юнаевым один раз – на дне города Грозный в 2017 году. Юнаев был немногословен, отвечать на вопрос о скандале вокруг его персоны не захотел и растворился в толпе у лавки с белорусскими продуктами.

Хотя сам Юнаев утверждает, что находится в Чечне с 2015 года, Автономное некоммерческое объединение «Конгресс евреев Северо-Кавказского федерального округа» было зарегистрировано только в октябре 2017 года (после скандального видео). Главой АНО значится сам Юнаев, а совладельцами – Александр Мишин и Магомед Гермаханов. Мишин ранее был членом ТСЖ Центр-1 в Пятигорске, на ул. Власова, д. 12. Гермаханов владеет ООО «Форум», которое зарегистрировано в Грозном на улице Огородная, дом 2. По странному совпадению, в соседнем доме – Огородная, 4 – зарегистрирован и «Конгресс евреев СКФО». ООО «Форум» не ведет никакой финансовой деятельности, хотя ранее 40 раз принимало участие в государственных тендерах. Улица Огородная – это часть частного сектора. По информации «МБХ медиа», офис Юнаева располагается не там, а в одном из зданий комплекса «Грозный-сити».

Чем занимается еврейская община Грозного и сам Моисей Юнаев, узнать сложно – кроме конгресса по избранию Юнаева главным евреем СКФО известно только об одном праздновании Хануки в Грозном. Строительство синагоги, очевидно, не ведется, хотя Юнаев говорил о закладке фундамента для здания. Подтвердить или опровергнуть наличие восьмидесяти евреев в республике не представляется возможным. В своем последнем интервью, опубликованном в 2019 году, Юнаев говорил о планах еврейской общины провести в Чечне форум для участников из ста стран мира – однако о таком форуме ничего неизвестно. 

Сейчас Моисей Юнаев общается так же скромно, как во время нашей единственной встречи — трубку он не берет, а на сообщения отвечает редко и сдержанно. На вопрос, будет ли что-то построено на пустыре у Сунжи, он только спросил, давно ли я там была (а я была совсем недавно), после чего отвечать перестал. Хотя до этого говорил журналистам, что под здание уже заложили фундамент. Сотрудники заправки на улице Кан-Калика про синагогу ничего не знают, а за зеленым забором, что между заправкой и отделением наркоконтроля, по их словам, будет часть грандиозного торгового центра «Грозный-молл». Где же будет очаг еврейской культуры и будет ли он вообще — узнать так и не удалось.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.