in

Как экокатастрофа в Киселевске сделала его всемирно известным

Черный снег в Киселевске, февраль 2019 года. Фото: recyclemag.ru

Киселёвск, маленький город в Кемеровской области, стал всемирно известным. Жители жаловались на подземные пожары в угольных разрезах — в городе плохой воздух, землетрясения, черный снег зимой и нет урожая. «МБХ медиа» рассказывает, как киселевчане «прославили» свой город — о нем знают и в Москве, и в Гааге, и Канаде. 

В это воскресенье в Киселевске прошел митинг против «беспредела угольщиков» и произвола властей. Организатор акции Наталья Зубкова сообщила «МБХ медиа» о 150 участниках. Митинг прошел не без проблем: по дороге из Новокузнецка ГАИ остановило активистов и съемочную группу события и удерживало их до момента его окончания. 

«Ситуация стала громкой из-за того, что полиция действует так по-идиотски. Они сами себя дискредитируют своими действиями. Ты едешь на митинг, везешь аппаратуру. Митинг согласован, но тебя останавливают по какой-то дебильной причине, что у тебя оружие. У нас обыск был в машине. Какая-то хрень происходит, если честно», — рассказал задержанный Федор Регузов. 

Водитель того автомобиля и активист Денис Шакин объясняет этот случай тем, что власти в принципе не хотят никаких митингов в Кузбассе, это «их полуофициальная позиция». «У меня обыски не первый раз. В 2017 году я привозил листовки на предпрезидентскую кампанию Навального в Кемерово, меня тоже задержали, обыскали машину, изымали листовки», — рассказал Денис. 

 

Обращение к Трюдо: киселевские «канадцы» 

В июне организатор митинга Наталья Зубкова разместила видеообращение к премьер-министру Канады Джастину Трюдо на портале «Новости Киселевска», где она работает редактором. В обращении жители просили экологического убежища, ведь рядом с подземными пожарами невозможно жить. Но идею придумали местные жители. Зубкова подключилась к ним в конце мая, когда впервые приехала к угольным разрезам и увидела валящий из-под земли дым. Затем киселевские «канадцы», как они сами себя называют, попросили Наталью снять и опубликовать их видеообращение. «Они думали, что у меня навороченная видеокамера. На самом деле всё не так, пришлось снимать на телефон. Был сильный ветер, в камере звук сильно забивался, ничего слышно не было», — рассказывает Наталья про съёмку.

После появления видео на сайте Наталье начали звонить из разных СМИ. «Первым позвонили из журнала “Абажур”, спросили, не фейк ли это. Я сказала, что нет, всё правда, так плохо люди живут. А потом пошла цепная реакция», — рассказала она. По информации Зубковой, это первый раз, когда люди массово просят экологического, а не политического убежища. 

Наталья активно освещает проблемы Киселевска. В августе мэр города попросил прокуратуру наказать Зубкову за встречу с жителями без разрешения. Мэр Шкарабейников пожаловался, что из-за Зубковой в регионе «участились собрания граждан». Сама Зубкова уверена, что закон не нарушала. Она подчеркнула, что нет никакого закона, ограничивающего количество участников общения с журналистами.

На вопрос, кто же придумал идею с видео, не смог ответить и главный активист из местных жителей — 32-летний Виталий Шестаков, который представился как глава улицы. «Это было коллективным решением. Начинали с властями общаться по поводу подземных пожаров. Но после их слов решали, что делать. Кто-то предложил, все подхватили», — рассказал Виталий.

Киселевск. Фото: Городской портал Кемерово

По мнению Натальи, если бы люди искали себе хорошей жизни, они бы просились в теплые края, например, в Австралию. Но они просто хотят переехать в похожий климат, «только где снег не черный, а белый». В мире узнали про Киселевск именно из-за снега: в 2018 году мировые СМИ написали про то, что осадки в России могут быть черными. 

Виталий признался, что после публикации обращения он целыми днями сидел в интернете — ждал ответа. Тогда же активист получил больничный из-за того, что провалился в трещину, пока показывал журналистам места разрезов, и получил ожог. «Канадский премьер-министр ответил быстрее, чем наши. Наши так вообще не шевелятся. Конечно, власти работать не хотят у нас», — говорит Шестаков.

Джастин Трюдо предложил киселевчанам политическое убежище, но только если они уедут из России. В пресс-службе президента подчеркнули, что решение о предоставлении статуса беженцев лицам, которые могли быть затронуты изменением климата, как в случае с жителями Киселевска, принимается на индивидуальной основе. Не все жители хотели переехать, главное — обратить внимание общественности на проблему. Сам Виталий говорит, что сам бы уехал, потому что «городу помочь уже нечем». 

Почти одновременно с записью видео Виталий в одноклассниках создал группу «киселевские “канадцы”», где жители делятся информацией. «После видеообращения в Канаду и создания этой группы мне писали с Прокопьевска, с Ленинска, и Белова: “Ребята, как войти в вашу группу? Мы тоже хотим уехать!” Да снесите вы город, копайте тут, разделите свои пятаки и копайте, сколько влезет. А когда трещины возле огородов — ужасно так жить», — рассказывает Шестаков. 

 

Разговор с властями

Местные жители не раз обращались к властям. Шестаков рассказал, что попытки прийти к решению, которое бы устраивало киселевчан, ведутся с 2008 года. 

Власти до сих пор рассказывают активистам, что горит мусор под землей. «Но какой может быть мусор на глубине 25 метров?» — задаётся вопросом Наталья и другие местные жители. Виталий рассказал, что ученые измерили уровень радиации, который оказался аномально высок: «Это нужно задать властям вопрос, какие радиационные отходы там закопаны». Летом в Киселевск приехал губернатор, пообещал расселить город и признал, что жить здесь невозможно. Виталий сообщил, что после его приезда все лето раскапывали месторождения угля и заливали их водой, а в начале октября туда заливали специальные вещества. Но после обещания губернатора расселить город «меньше, чем через год», жители больше не слышали о подвижках в этом деле.

Митинг против угольных разрезов в Киселевске, 27 октября 2019 года. Кадр:
PrkRealTV Прокопьевск / youtube

«Неделю назад мы решили посмотреть, что происходит на месте бывших трещин. Когда мы пришли, они снова появились, шел дым оттуда. Сразу записали видео, потому что понимали, что если мы сейчас скажем властям, они закопают, потом не докажешь ничего. Приехали сотрудники МЧС, полили трещину водой и просто лопатами закидали все. Вот и всё их тушение, первый раз такое отношение вижу. На следующий день приехал бульдозер, завезли БелАЗами глину и сделали верхнюю подушку. Вчера в городе лежал снег с утра, сантиметров пять. А на этом месте вчера снега почти не было. Нагрев земли-то идет» — рассказал про неудачные попытки скрыть урон природе Виталий.

 

Жалобы и суды: Россия и Гаага

Активисты не остановились на одном обращении к Трюдо. За ролик, по словам Виталия, администрация пригрозила жителям: «Вы позорите Кузбасс! Как вы относитесь к Кузбассу, так и он будет вести себя с вами». Жители не сдаются и продолжают рассылать жалобы, в том числе в администрацию города и в Роспотребнадзор. 

Из-за высокой радиации на поверхности земли жители подали в суд. Полиция не нашла состава преступления, а следственный комитет не отвечал три месяца. «Мы написали в суд на бездействие сотрудников следственного комитета. Было первое заседание, 30 октября будет следующее заседание» — говорит Шестаков. Жители также писали жалобу в ГАИ, так как по местам общего пользования ездят тяжелые БелАЗы. 

Черный снег в Киселевске, февраль 2019 года. Фото: kamenkseni / instagram

Недавно жители подали жалобу в международный уголовный суд в Гааге о геноциде населения. Киселевчане попросили независимого расследования угледобычи на территории города, в котором сложилась сложная экологическая обстановка. Суд принял заявление. Виталий утверждает, что идея обратиться в Гаагу тоже была коллективной. 

Виталий говорит, что их главная цель — обращаться везде, куда можно, потому что иначе до властей не достучишься: «Мы не удивлены такой реакции СМИ. Мы понимали, что резонанс будет непростой, это не ведро картошки украсть». 

 

Журналисты: Россия и не только

Через три дня после записи обращения к канадскому премьеру в Киселевск приехали журналисты: «Одних встретили, других проводили, не продохнуть было». Приезжали и из регионов, и из федеральных СМИ, и даже из-за рубежа.

Недавно в город приезжал немецкий журналист. Его водителем был активист Денис Шакин, который и привез его из новокузнецкого аэропорта. «Я понял, что в Германии людям интересно, как добывается уголь, который они покупают для страны. Основной посыл — чтобы люди узнали, как добывается уголь, соблюдаются ли там экологические требования», — рассказывает Денис. 

Приезжала в Киселевск и Алина Симон, музыкант, писатель и журналист из США. Эта поездка ей запомнится надолго — Алина получила штраф за съемку фото и видео, которую суд счел за «журналистскую деятельность». По ее словам, она приехала в Кузбасс «из любопытства, как независимый художник» и вела съемку для собственного блога. Мэру города ее представили как корреспондента The New York Times, хотя она там не работает больше двух лет. 

Наталья Зубкова говорит, что пригласила Алину и чувствует ответственность за гостью. «Естественно, она фотографировала и снимала видео! Это все туристы делают, давайте запретим нашим туристам из России снимать за границей, будем за это штрафовать и говорить, что вы снимаете фильм! Она уехала, но у нее осталось море впечатлений, и от российского суда, и от экологии нашей» — рассказала Наталья. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.