in

Как в Приморье почти 20 лет банкротится уникальный завод с учредителями в офшорах

Фото: Антон Балашов / barnas.livejournal.com

Более двух тысяч сотрудников химкомбината «Бор» в Приморье будут уволены. Это практически все работники завода, и сокращают их не в первый раз. Последние несколько лет комбинат регулярно задерживает зарплаты, несколько раз его признавали банкротом, меняли руководителей и помогали бюджетными средствами, но огромные долги никуда не исчезают. «МБХ медиа» разобралось, почему столько времени не могут решить проблемы предприятия и при чем тут несколько кипрских компаний.

 

«Не в первый раз»

Химический комбинат «Бор» находится в Дальнегорске, приморском моногороде в пятистах километрах от Владивостока. Территория приравнена к районам Крайнего Севера. Проживают там около 34 тысяч человек, и примерно три тысячи из них работают на комбинате «Бор». Сегодня стало известно, что к марту 2020 года 2 тысячи 182 сотрудника собираются уволить. За месяц до этого Арбитражный суд Приморского края признал предприятие банкротом, но в федерации профсоюзов по Приморскому краю говорят, что уволенных сотрудников устроят на другое предприятие. И это вполне вероятно: такое с работниками завода уже случалось.

Похожее масштабное увольнение было в 2015 году: четыре года назад сократили более 2,5 тысяч работников предприятия. У завода тогда были большие задолженности по зарплате — 13 миллионов рублей, что для приморских зарплат довольно много. Тогда управляющий директор компании заявлял, что все дело в негативной конъюнктуре рынка: якобы в 2014 году цена на борсодержащую продукцию снизилась до критически низкого уровня. Незадолго до этого предприятие тоже признали банкротом, а уволенных в итоге устроили в одну из двух компаний, появившихся на месте предыдущей.

То же самое произошло с предприятием в 2005 году, да и до этого, с 2000 года предприятие регулярно сталкивалось с процедурой банкротства, сменяя несколько внешних руководителей. Отвечая на вопросы журналистов сегодня, председатель профсоюза предприятия Сергей Матвеев заявил, что конкурсное производство проходит «не в первый раз», а «сообщение об увольнении 2182 человек не несет какой-то сенсации».

Фото: Антон Балашов / barnas.livejournal.com
Одно уникальное производство, несколько компаний, много долгов…

Горно-химическое производство «Бор» появилось в Дальнегорске в 1959 году. Оно работает на месте уникального месторождения боросиликатных руд, и сегодня это единственное борное месторождение, которое эксплуатируют в России. До 1993 года завод был в списке закрытых предприятий, а сейчас это единственная компания в стране, которая производит всю борсодержащую продукцию из собственного сырья. По производству такой продукции Даньегорский комбинат «Бор» занимает третье место в мире. До 2014 года 90% производимой компанией продукции шло на экспорт.

Когда в 2015 году мероприятие признали банкротом, и 2,5 тысячи человек сократили, на месте обанкротившейся компании ГХК «Бор» появилось два предприятия: ООО «ДХК Бор» и ООО «Дальневосточный ГОК». Всех работников оформили в первом, но работают они по условиям аутсорсинга на втором, на счету которого нет ни имущества, ни техники. Со всеми ними заключили срочные гражданско-правовые договоры об оказании услуг. Как считает «Федерация профсоюзов Приморского края», это ставит сотрудников предприятия в правовое положение, подобное няне, которую вызывают на пару часов: работники не защищены трудовым договором и требованиями Трудового кодекса РФ.

Даже в таких условиях сотрудникам завода регулярно задерживают зарплату: из-за этого работники отказывались работать и в 2015 году, и в 2016, и в августе этого года. Было такое и в предыдущие годы. Кроме долгов по зарплате, много и других: например, по электроэнергии. За это на счета «Дальнегорского ГОКа» даже был наложен арест: в 2019 году сумма долга достигла 280 миллионов рублей, и хотя с платежами за электроэнергию предприятию уже помогали даже приморские власти, счета все-таки арестовали.

 

…И несколько кипрских офшоров

Собственники и бенефициары предприятия-банкрота связаны с офшорными компаниями. Единственным учредителем ООО «ДХК Бор» выступает кипрская компания Liomena Investments. А один из учредителей «Дальнегорского ГОКа» — это московское ООО «Радамант», принадлежащее кипрскому офшору «Эмилтрадо Венчерс Лтд».

Еще одну кипрскую компанию даже звали в российский суд по делам борного производства и его долгов. В 2017 году конкурсный управляющий ГХК «Бор» (той самой компании, сотрудников которой в 2005 году перевели в «ДХК Бор» и которая все еще проходит процедуру банкротства) требовал привлечь по делу о банкротстве субсидиарную компанию на Кипре I.S.Industrial Solutions Limited. Тогда часть акций «ГХК Бор» принадлежала двум другим кипрским офшорам: 25% Setilius Development Limited и Nordan Limited.

Кто является сейчас бенефициарами борного производства в Дальнегорске, неизвестно. По данным «СПАРК», до 2014 года предприятие «ГХК Бор» входило в холдинг O1 Group Бориса Минца, российского предпринимателя, основателя Русского музея импрессионизма, который из-за напряженной ситуации вокруг своего бизнеса (долгов и исков к компаниям) покинул Россию и живет в Лондоне. 

Кого касается банкротство борных предприятий в Приморье сейчас, неясно, но в 2018 году ТАСС предполагал, что в покупке ООО «Дальнегорский ГОК» могла быть заинтересована госкорпорация «Ростех». Тогда же, правда, глава региона Андрей Тарасенко обещал, что благодаря новому владельцу предприятие будет работать в штатном режиме и задержек по зарплате не будет. Кто бы ни были истинные владельцы предприятий по добыче бора в Дальнегорске, ситуация, кажется, существенно не изменилась.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.