in

Как в республике Марий Эл мошенничают при покупке квартир для сирот

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

В городе Козьмодемьянске в республике Марий Эл торги по закупке квартир, предназначенных для сирот, проходили между подставными фирмами, а сами квартиры покупались администрацией по стоимости, в два раза превышающей рыночную. Расследование об этом опубликовало движение «Простые люди».

В видео рассказывается о коррупционной схеме при покупке администрацией города квартир, полагающихся сиротам.  При проверке госзакупок оказалось, что в 2018 году администрация Козьмодемьянска провела 7 торгов по покупке квартир для сирот, причем условия конкурсов запрещали участвовать в них физическим лицам. В итоге в каждом из конкурсов было по одному участнику, который автоматически стал победителем: в пяти конкурсах — сельскохозяйственный потребительский кооператив «Агрокредитование», в двух — ИП Ильмянова. На 7 квартир в сумме потратили около 7 миллионов рублей — по миллиону на квартиру. При этом рыночная стоимость таких квартир (33 м2, с отделкой, готовые к заселению) в Козьмодемьянске примерно в два раза меньше.

Также выяснилось, что на учредителей «Агрокредитования» и ИП Ильмяновой до 2017 года было зарегистрировано ООО «Агро», которое участвовало в 11 тендерах на покупку квартир для сирот как единственный участник и выигрывало. «На мэра нашего города в 2017 году завели дело за махинации с аварийным жильем, и похоже, эти люди решили залечь на дно — а в 2018 появились снова, только уже с другими юрлицами, между которыми поделили конкурсы», — рассказал нам руководитель движения «Простые люди» Сергей Якунин.

Фактически же кооператив и ИП по доверенности продавали администрации квартиры обычных граждан. Более того, платежные поручения, имеющиеся в распоряжении авторов видео, доказывают, что и деньги за квартиры администрацией перечислялись этим гражданам, а не фирмам, выигравшим тендеры. И, согласно закону о госзакупках 44-ФЗ, администрация должна была вычесть из выплачиваемой суммы налог, чего сделано не было.

Что случилось с квартирами после покупки? Только одну из них передали в муниципальный жилищный фонд. Одна квартира до сих пор находится в частной собственности, про остальные неизвестно, живет ли там кто-то, и почему их до сих пор не передали муниципалитету.

Руководитель движения «Простые люди» Сергей Якунин рассказал нам, что узнал об этой коррупционной схеме, когда его жена решила обратиться в суд — она сирота и стоит в очереди на квартиру уже не первый год. По его словам, когда они подали в суд, им позвонила представительница Министерства образования республики — выдача квартир сиротам находится в их ведении.

«У Минобра очень интересная позиция: им нужно, чтобы судебных решений было как можно меньше, потому что у них нет денег, чтобы их исполнять и покупать квартиры. Они отговаривали нас судиться — так как моя жена раньше была прописана в другом месте (но тоже в республике Марий Эл), они предлагали ей встать в очередь там, якобы там она движется быстрее и квартиры лучше, — рассказал Якунин. — Потом говорили, что даже если мы подадим в суд, то в бюджет этого года уже не успеем попасть, и квартиру нам все равно не дадут».

Тогда Сергей решил узнать, как происходит распределение квартир между сиротами, и выяснил, что из 1001 сирот, которым в 2018 году должны предоставить квартиры, деньги выделены всего на 135. «Мы проверили бюджет региона на 2019 год, и почти по всем статьям есть какое-то увеличение бюджета, а вот на социальные вопросы — сироты, учебники, питание — нет, суммы оставлены копейка в копейку с этим годом», — возмущается Якунин. Более того, в администрации города ему рассказали, что все квартиры, которые выдали сиротам в 2017 году, выдали по судебным решениям: «Представьте, сироте из детского дома, у которого нет ни родственников, ни социальных связей, чтобы получить его законные 33 квадратных метра, нужно нанять адвоката и обратиться в суд!»

По словам Сергея Якунина, Козьмодемьянск — не единственный город, где покупка и распределение квартир происходят таким образом: он проверил закупки уже в трех районах республики и везде увидел повторение козьмодемьянской истории. По результатам своих расследований движение «Простые люди» уже обратилось в прокуратуру, ФАС и МВД. В прокуратуре приняли заявление с удивлением: говорят, на такие вещи обычно не жалуются;  жалуются в большинстве случаев на исключение из очереди или невыдачу квартир, а вот нарушения госзакупок никто не обжалует.

Обжаловать исключение из очереди на квартиру семья Якунина тоже будет — его жену убрали из очереди, как только они написали первое обращение в прокуратуру. Сейчас движение «Простые люди» готовится подавать документы для регистрации общественного движения в Минюст и ждет ответов от прокуратуры и ФАС. Якунин настроен оптимистично: «Даже прокуратура считает, что пилить деньги на сиротах — это кощунство». Прокуратура и ФАС должны ответить на обращения движения в течение 30 дней.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.