in

«Когда поедем туда жить». Подросток из Перми умер, не дождавшись новоселья в гарантированной Путиным квартире

ЖК «Первый приморский микрорайон». Фото: skyscrapercity.com

Семь и шесть лет лишения свободы со штрафом в 700 тысяч и 500 тысяч рублей с лишением права заниматься в течение двух с половиной лет строительством — такое наказание потребовало 13 мая гособвинение для подсудимых из Перми Ирины и Алексея Лобановых. Потерпевшими от действий обоих подсудимых признаны 280 дольщиков «Первого пермского микрорайона», новоселья в котором были обещаны к 31 августа 2015 года – в рамках реализации «майских указов» 2012 года Владимира Путина. Среди тех, кто так и не дождался ключей от давно оплаченного жилья, есть преподаватель из города Кудымкара Нина Радостева. Ее внук Данил, больной с рождения, умер 15-летним в декабре 2018 года в чужой съемной квартире.      

«Готовность 98 процентов»

Выступая в суде и говоря о внуке, потерпевшая Нина Радостева расплакалась. Ее дочь Наталья Радостева, мама Данила, рассказала «МБХ медиа»:

«В конце 2015 года я находилась в декрете с 8-месячной дочкой. У 12-летнего тогда сына Данила с рождения была миопатия Дюшенна  — прогрессирующая генетическая болезнь. Я – мать-одиночка, официальная зарплата маленькая, 15-18 тысяч. Поэтому кредит на покупку жилья мы оформили на мою маму, работающую пенсионерку. Когда пришли в офис покупать квартиру, я сказала – мне нужен первый этаж, чтобы было удобнее возить сына на инвалидной коляске. Данилка увлекался компьютером и постоянно смотрел сайт управляющей компании «Строительные проекты». Видел там, что готовность нашего дома 98 процентов. Рассчитывал скоро переезжать. Даже написал письмо воображаемому другу… Недавно мы посмотрели его запись. Если все будет хорошо, мы переедем туда – мечтал Данилка».

Вот это письмо, сфотографированное мамой с монитора:

 

Такое письмо Данил написал в 2015 году воображаемому другу. Фото: Наталья Радостева
Аварийная новостройка

В действительности готовность 12 домов первой очереди нового микрорайона в пригородном к Перми селе Лобаново составляла от 58 до 69 процентов. Такие данные привела, выступая 13 мая 2020 года в Мотовилихинском районном суде Перми, гособвинитель Наталья Аверьянова. Договор Нины Радостевой о покупке прав на 2-комнатную квартиру общей площадью 60 кв. метров на первом этаже 3-этажного дома (позиция 9) заключен и оплачен в сумме 2,1 миллиона рублей 23 декабря 2015 года. За два месяца до этого, 31 октября 2015 года, подрядчик предъявил застройщику последний акт выполненных работ на этом доме. А с января 2016 года строительные работы в микрорайоне прекратились – отметила прокурор Наталья Аверьянова.

По результатам детально-инструментального обследования, проведенного летом 2017 года, установлено – из 12 домов «Первого пермского» один признан аварийным, имеющим опасность обрушения, еще два отнесены к ограниченно-работоспособной категории. На двух домах отсутствует кровля, на десяти других ее состояние признано неудовлетворительным. На сегодня ни одно здание не законсервировано, а значит, объекты продолжают разрушаться. Своих денег завершить стройку у дольщиков нет – сообщили потерпевшие в суде

Пока специалисты фиксировали повреждения и деформации многоквартирных домов, отклонения от проектных норм, страдающий мышечной дистрофией Данила терял остатки сил. Такое врожденное заболевание характерно слабостью мышц, трудностями при движении и дыхании, которые к 12-летнему возрасту приковывают к инвалидной коляске и влекут снижение интеллекта, а затем приводят к смерти – разъясняют медицинские справочники. Подростка не стало в декабре 2018 года, когда полиция вела расследование о строительстве «Первого пермского микрорайона».     

 

Дома на воде

С 23 августа 2019 года уголовное дело совладельцев ООО «Управляющая компания «Строительные проекты» Ирины Лобановой (до свадьбы в СИЗО 19 июня 2018 года — Малыгиной) и ее мужа Алексея Лобанова рассматривается в суде. Ущерб от их совместного злоупотребления полномочиями, повлекшем тяжкие последствия для дольщиков и банка-кредитора, оценен в 954,5 миллиона рублей, от мошенничества – в 15,4 миллиона. Отдельным эпизодом значится обвинение Лобановой (Малыгиной) в растрате на 34,9 миллиона рублей. 

На прениях сторон, начатых 13 мая 2020 года, гособвинение назвало доказанной полицейскую версию. А именно – Лобановы достоверно знали, что возведение жилья ведется на участке с высоким уровнем грунтовых вод. Руководство подрядного ООО «Рекон Строй» неоднократно просило принять технические решения, чтобы избавить от подтопления вырытые котлованы, а затем и технические подполья. Пришедшие на смену этому подрядчику ООО «КУБ-Стройкомплекс» и ООО «Техпром» продолжили строительство при полном отсутствии, как показало обследование, работ по осушению территории и отводу дренажных вод. Воздействие грунтовых вод привело к неравномерной осадке многоквартирных домов, образованию дефектов в фундаментах и перекрытиях.

Алексей Лобанов в суде. Источник: Коммерсантъ

Если верить документам, на стройплощадке первой очереди общей площадью почти 3,6 гектара уложены дорожные плиты на территории в 1,5 гектара, а площадь дорог составляет еще 2,4 гектара. По словам прокурора Натальи Аверьяновой, это результат двойной оплаты за уже выполненные работы. Из затрат застройщика ООО «КамСтройИнвест» в 762 миллиона рублей необоснованные платежи, направленные на вывод денежных средств, определены в 82,6 миллиона. Таких денег хватило бы для достройки микрорайона, полагает гособвинение. Почерковедческая экспертиза определила, что подписи от имени руководителя одной из подрядных организаций выполнила Лобанова (Малыгина).

Кроме того, обоим Лобановым вменено мошенничество при продаже 11 квартир после января 2016 года, когда стройка стала фактически замороженной. Лобанова (Малыгина) обвинена в растрате при оплате фиктивных услуг московскому ООО «Монолит», руководили которым «подставные лица». 

Подсудимые вину не признали. По их мнению, все 12 домов возведены. Мотива совершать преступления, заверили Лобановы, они не имели и выгоду не получили.

  

На поклон к Путину

«Первый пермский микрорайон» — это исполнение подписанного Владимиром Путиным в 2012 году одного из 11 «майских» указов. Следуя воле президента, правительство РФ разработало программу «Жилье для российской семьи». Непременным условием являлось обязательство застройщиков продавать квартиры по цене, меньше рыночной на 20 процентов — не более 30 тысяч рублей за 1 кв. метр. Затем цена была проиндексирована до 35 тысяч рублей за каждый квадратный метр. На торгах в Москве, которые 25 сентября 2012 года провел Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд «РЖС»), победителем на право арендовать земельный участок площадью 283,1 тысячи кв. метра в селе Лобаново Пермского края признано ООО «КамСтройИнвест». Фонд «РЖС» гарантировал застройщику сбыт до 30 процентов готового жилья и пониженные ставки по привлекаемым кредитам. 

Инвестор в лице ООО «Регион» (гендиректор и единственный учредитель Лобанова (Малыгина) получил 29 ноября 2013 года кредит на 750,7 миллиона рублей под 14 процентов годовых. Деньги на срок по 30 марта 2016 года предоставило московское ООО «КБ «БФГ-Кредит» — участник программы «Стимул», реализованной Фондом «РЖС». Уже 24 декабря 2014 года этот банк выдал очередной кредит в 737,5 миллиона рублей под 11,5 процентов годовых – на срок до 30 марта 2018 года для возведения следующей очереди «Первого пермского микрорайона». Получателем займа стал застройщик – ООО «КамСтройИнвест» (гендиректор Лобанов), также участник федеральной программы «Стимул». Люди с небольшим достатком поверили рекламе, поверили в господдержку своей мечты о благоустроенном жилье. 

Сдача первых 12 домов на 515 квартир намечалась на 31 августа 2015 года. Однако к этому времени было возведено лишь девять зданий. Когда Владимир Путин 8 сентября 2017 года приехал в Пермь, к нему допустили дольщицу Елену Лебедеву. Выложив 1,5 миллиона рублей за право на квартиру площадью 37,8 кв. метра еще 26 сентября 2014 года, эта жительница села Юг не дождалась обещанного новоселья в селе Лобаново – и пожаловалась президенту.

 

«Очень тяжело хоронить ребенка»

За каждый из трех эпизодов, по которым обвиняется Лобанова (Малыгина) может быть назначено до 10 лет лишения свободы. За каждый из двух эпизодов, вмененных Лобанову, предусмотрено столько же. Гособвинение попросило наказать их семи- и шестилетним лишением свободы в колонии общего режима. При этом Алексей Лобанов находится за решеткой более двух лет — с 22 февраля 2018 года. Ирина Лобанова (Малыгина) остается под подпиской о невыезде. Отягчающим вину обстоятельством прокурор Наталья Аверьянова назвала злоупотребления полномочиями в составе группы лиц, по предварительному сговору. Смягчающим обстоятельством – наличие у подсудимых трех общих детей в возрасте от восьми до двенадцати лет.

«Какой срок они получат при нашем уголовном праве, мне без разницы. Я хочу, чтобы они каждый день мысленно видели людей, которые потеряли здоровье, близких, — сказала «МБХ медиа» Наталья Радостева, потерявшая своего сына Данила. – Не могу сказать, что его гибель напрямую зависит от их действий. Если бы ему обеспечили свою квартиру, свой уголок! Каждый день ребенка, который болеет, должен быть насыщен радостью… Очень тяжело хоронить ребенка из чужой квартиры. Я себя виню за это».

Отвечая на вопрос «МБХ медиа», Наталья Радостева признала – вместе с мамой Ниной Радостевой они по-прежнему рассчитываются по кредиту, взятому в 2015 году на покупку до сих пор не полученной квартиры:

«Мы платим 18 тысяч в месяц. Платить надо еще пять лет». 

  

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.