Краснодарский общественник Евгений Греков получил повестку в прокуратуру. Его вызывают прийти 25 февраля «для дачи пояснений». С чем это связано — неизвестно.
Сам мужчина и координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников предполагают, что причиной мог стать репост в Facebook видео краснодарской «Открытой России», посвященного нехватке школ в регионе. Именно это видео стало доказательством сотрудничества координатора местного движения «Открытая Россия» Яны Антоновой с «нежелательной организацией». За это активистку оштрафовали на 15 тысяч рублей. При этом Греков в движении не состоит.
«Держался подальше от политики»
«Я сознательно держался подальше от политических проектов, больше занимался волонтерскими, краеведческими делами. Они связаны с гражданским обществом, но далеки от политических процессов. За “Открытой Россией” слежу давно, знаю все их перипетии. Но в самом движении я никогда не состоял и не состою», — рассказал «МБХ медиа» Греков.
Общественной деятельностью он занимается давно. Еще в конце 90-х мужчину вызывали в прокуратуру и пытались обвинить в «очернении региональной власти». Греков тогда основал в Краснодаре клуб гражданского просвещения. Та история не закончилась заведением дела — не было подходящей статьи. Но теперь, по словам общественника, много «резиновых статей», по которым можно привлечь кого угодно.
Повестку Греков получил вечером субботы, 16 февраля. Он спросил у полицейских, с чем связан такой интерес со стороны прокуратуры. Те ответили, что сами не знают. «Меня держат в неведении, так что узнаю все только после похода в прокуратуру. У меня общественная деятельность широкая. Неизвестно, из-за репоста меня приглашают, или из-за чего-то другого. Но я, конечно, склоняюсь к тому, что из-за репоста», — сказал Греков.
Его делом, как рассказал сам мужчина, заинтересовались сразу ряд адвокатов, как краснодарских, так и московских. Но 25 февраля ни один из них не может пойти с Грековым в прокуратуру, так что общественник пойдет один и будет пользоваться 51 статьей Конституции, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих близких.
Первое подобное дело
Координатор «Правозащиты Открытки» Алексей Прянишников подтвердил «МБХ медиа», что Евгений Греков не состоит и никогда не состоял в движении. Он также отметил, что дел за сотрудничество с нежелательной организацией в отношении людей, которые никакого отношения к «Открытой России» не имеют, пока не было.
«То, что Грекова вызвали из-за репоста видео про нехватку школ — только догадки. Но формулировки из документа, которым его вызывают в прокуратуру, идентичны тем, которые используются при вызове активистов движения для дачи объяснений по статье 20.33 КоАП (Осуществление на территории России деятельности нежелательной организации). После того, как Греков посетит прокуратуру, мы будем знать точно», — рассказал Прянишников.
Если выяснится, что общественника преследуют за политическую деятельность, то, по словам Прянишникова, «Правозащита Открытки» будет его поддерживать. Особенно, если его обвинят в сотрудничестве с нежелательной организацией.
Антиконституционное преследование по антиконституционной статье
Преследование активистов по этой статье Прянишников называет антиконституционным: «Опустим неконституционность закона о сотрудничестве с нежелательной организацией и его противоречие нормам и международным актам о правах человека. Но они нарушают и свой закон. В нем есть один четкий критерий: организация должна быть иностранной. И этот критерий не соблюдается ни в одном из дел, которые возбуждались. Никто даже не пытался доказать, что гражданин имеет отношение к нежелательной организации».
Во-первых, ни в одном из таких дел нет доказательств, что российское движение «Открытая Россия» имеет отношение к британским нежелательным организациям. «Основное нарушение — нарушение прав на свободу объединений. Граждан, которые объединились в российское общественное движение, которое действует на территории России по российским законам, привлекают к ответственности за то, что они якобы имеют отношение к каким-то иностранным организациям. Ни одного доказательства взаимосвязи с британскими организациями нет», — отметил Прянишников.
Кроме того, ни в одном деле по статье 20.33 КоАП, где главное доказательство — пост в Facebook, нет подтверждений, что страница в соцсети принадлежит именно тому лицу, против которого возбуждено дело: «В деле Яны Антоновой, например, используются формулировки “разместила публикацию на своей странице в Facebook. Там содержится фотография Антоновой Яны Геннадьевны, название страницы соответствует фамилии и имени Яны Антоновой”. Никаких ip-адресов, ответов от соцсети, персональных данных. Только скриншоты со страницы».
После выхода текста Евгений Греков позвонил в прокуратуру. Там сообщили, что вызвали общественника из-за репостов материалов с логотипом «Открытой России».
В апреле 2017 года Генеральная прокуратура признала нежелательными зарубежные организации OR (Otkrytaya Rossia), Open Russia Civic Movement, Open Russia (Общественное сетевое движение «Открытая Россия») в Великобритании, а также Institute of Modern Russia, Inc («Институт современной России») в США. Тогда Минюст заявил, что в России нет филиалов этих организаций. Таким образом, действующая на территории России «Открытая Россия» не имеет отношения к указанным организациям и не является нежелательной.