in

Крупнейший производитель троллейбусов оказался на грани закрытия, лишившись заказов из Москвы

Генеральный директор ЗАО «Тролза» Иван Котвицкий. Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

 

Самый большой в России завод по производству троллейбусов уже несколько месяцев почти не функционирует из-за отсутствия заказов. Сотрудники, отправленные на простой, записывают видеообращения с требованиями восстановить полноценную работу завода, губернатор Саратовской области обещает помочь сохранению производства, а Москва закупает общественный транспорт у других компаний.

 

«Вопрос жизни и смерти»

Еще в январе 2019 года руководство компании «Тролза» отправило часть сотрудников в вынужденные отпуска. На время простоя они получают две трети от своей зарплаты. В оценке количества работников завода по производству троллейбусов в городе Энгельс, ушедших в отпуск, губернатор Саратовской области Валерий Радаев и гендиректор «Тролзы» Иван Котвицкий разошлись. «На данный момент из-за отсутствия заказов производство остановлено, — говорил в конце февраля Радаев. — Восемьсот работников, включая коллективы дочерних предприятий, отправлены в вынужденные отпуска. Считаю, что собственнику необходимо принять исчерпывающие меры по поиску источников для пополнения оборотных средств. В свою очередь, профильному зампреду и главе района нужно проработать возможность загрузки предприятия, в том числе за счет взаимодействия с крупными холдингами, например, — “КамАЗом”».

По мнению Котвицкого, цифры, названные губернатором, преувеличены. «То, что все работники предприятия находятся в отпуске — это не так! Ни одно предприятие не работает на 100 процентов. Кто-то в отпусках, кто-то еще что-то. То, что 800 работников ушли в отпуск — это не соответствует действительности», — заявил он.

Через две недели после после того, как гендиректор «Тролзы» опроверг слова Радаева, его задержали по подозрению в даче взятки во время проверки его предприятия. Сейчас он находится под домашним арестом. Сотрудники завода, узнав, что их руководитель задержан, написали коллективное письмо, в котором назвали Котвицкого «порядочным человеком и высочайшим профессионалом своего дела». По их мнению, «отсутствие генерального директора на рабочем месте в дни, когда решается вопрос жизни или смерти завода, может крайне пагубно сказаться на предприятии».

 

«Я в синий троллейбус сажусь на ходу…»

Рабочие завода, местные ветераны труда и даже жители Астрахани записывают видеообращения в защиту завода:

 

 

20 апреля в Энгельсе прошел митинг в поддержку завода. На него пришли около 150 человек, большинство из них — сотрудники «Тролзы». Они выступали со сцены, цитировали строки Булата Окуджавы «Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный» и приняли резолюцию, в которой попросили губернатора Саратовской области решить проблемы компании.

«Только единство усилий граждан, общественных движений и структур области может преодолеть сложный период на предприятии. Поэтому мы обращаемся к губернатору Саратовской области Валерию Радаеву и председателю государственной думы Вячеслав Володину — помогите найти решение для запуска ЗАО «Тролза». Сохранить трудовой коллектив, не допустить сокращений рабочих, не допустить сокращений зарплат», — заявили они.

На встрече с рабочими завода в середине апреля Радаев обратился к руководству «Тролзы», требуя восстановить производство: «Ваша задача — не искать манну небесную, работать в тех условиях, которые есть. Работа предприятия обеспечивает его рентабельность. Нужно работать на перспективу». На данный момент, как рассказали «МБХ медиа» сами сотрудники предприятия, большинство из них по-прежнему находятся в вынужденном отпуске.

 

В России не останется троллейбусов?

Эксперт по вопросам общественного транспорта в российских городах, главный редактор сайта «Будь я главой Дептранса» Даниил Баев уверен, что потенциальное закрытие производства «Тролзы» приведет к тому, что российские троллейбусы больше не будут выпускаться. «Я слышал про намеки на давление на «Тролзу» со стороны других производителей, — рассказал он «МБХ медиа», — Ведь сегодня это фактически единственный в России производитель троллейбусов. Другие производители находятся в Белоруссии. Если закроется завод, многие города безальтернативно должны будут либо закрыть троллейбусное движение (из-за невозможности обновить подвижной состав), либо начать покупать технику белорусов».

Альтернативный общественный транспорт — автобусы и электробусы — производят другие компании. Почти что монополистами на этом рынке являются КамАЗ и ЛиАЗ. Именно их электробусы московские власти закупили в 2018 году на сумму более 19 миллиардов рублей.

Введение в эксплуатацию электробусов в столице было личной инициативой мэра Москвы Сергея Собянина. В первые же дни их выхода на несколько маршрутов в сентябре прошлого года пассажиры массово жаловались на поломки машин. «МБХ медиа» подробно писало об этом нововведении и реакции москвичей.

У «Тролзы» есть свой проект электробуса с динамической подзарядкой. «Это перспективная разработка, но вряд ли предприятие с большими долгами будет способно самостоятельно продвинуться на этом рынке, — считает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев, — Заводу нужны либо господдержка, докапитализация со стороны собственников, либо кооперация с другими производителями, а скорее — все это вместе. С тем же «КамАЗом», например, который также работает в направлении создания электробусов».

Фактически электробусы «Тролзы» — модифицированные троллейбусы, способные проезжать до 30 километров без подзарядки. В 2017 году Санкт-Петербург заключил с «Тролзой» и белорусским заводом «Белкоммунмаш» крупный контракт на поставку этих машин. Многие эксперты высоко оценивают эффективность более 100 электробусов, функционирующих в Петербурге.

Московские же власти качество машин «Тролзы» несколько лет назад резко перестало устраивать. До этого столица была крупнейшим заказчиком компании, но в 2016 году закупила лишь 12 электробусов у завода в Энгельсе, а потом разорвала и этот контракт. Руководство компании дважды обращалось с жалобами в Федеральную антимонопольную службу, однако они были отклонены.

«Тролза» —  крупнейший в России производитель троллейбусов, на ее долю приходится 78% всего рынка. Во всех 86 российских городах, где есть троллейбусная сеть, используют машины, сделанные на заводе в Энгельсе.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.