Егор Симонов занимался в академии клуба «Крылья Советов», а затем перешел в московскую спортшколу. Клуб потребовал с родителей 16-летнего игрока компенсацию в 150 тысяч рублей и назвал это желанием всех болельщиков. Родители Егора считают, что руководство академии зарабатывает на несовершеннолетних.
Корреспондент «МБХ медиа» узнал, как в клубе превратили систему компенсаций в способ заработка, кто за этим стоит и что на самом деле думают болельщики о трансферах молодых игроков «Крыльев».
Знакомство с расценками
Егор Симонов выделялся среди остальных футболистов еще до перехода в «Крылья». Он начал карьеру в самарском ФК «Юнит». Частный клуб со своим стадионом, возможностью участвовать в соревнованиях. Егор играл и за свой возраст, и за старший. В 2015 году родители решили перевести сына в Центр подготовки футболистов «Крыльев Советов». В Самаре это лучшая спортшкола для развития полупрофессионалов.
«Мы пришли к директору ФК «Юнит» Андрею Рязанцеву договариваться о переходе, — рассказала нам мать Егора Юлия Симонова. — Предложили материально помочь клубу. Все-таки в этой команде Егор вырос как футболист, клуб был нам как родной. Но Рязанцев отказался. Обещал, что сам договорится с «Крыльями»».
По словам Юлии, руководство «Юнита» запросило с Центра подготовки футболистов 40 тысяч рублей. Клубы не могли договориться несколько месяцев. Но в итоге «Крылья» заплатили. «Конечно, такой ситуации быть не должно. По правилам юношеского футбола, это нерегламентированная схема», — подчеркнула Симонова.
Егор быстро вошел в состав ЦПФ, стал ездить на чемпионаты. Так прошло два с половиной года. В конце 2017-го Егор с командой выиграл «Приволжье», первенство России среди юношей 2003 года рождения. В мае 2018-го он поехал на финальную часть чемпионата. Показал себя, и его родителям поступило предложение от столичной спортшколы ФК «Строгино».
Как вспоминает Юлия, в июне они всей семьей поехали в Москву. После нескольких тренировок Егора захотели взять в команду. «Мы позвонили руководству ЦПФ Сергею Белоусову и Павлу Юматову. Спокойно объяснили, что Егор переезжает в Москву. Белоусов сказал: приезжайте на базу, будем обсуждать», — пересказывает события Юлия.
Со слов Симоновой, встреча проходила на базе ЦПФ: Белоусов и Юматов отвели родителей Егора подальше от корпусов, и Юматов назвал сумму — 100 тысяч рублей.
Игра на повышение
Как и в «Юните», при переходе в «Крылья» родители Егора подписали «договор оказания услуг по спортивной подготовке» (копия есть в редакции «МБХ медиа»). Это нужно, чтобы зарегистрировать игрока за спортивной школой на сезон. Юлия Симонова разграничивает понятие контракта и договора: «Перед встречей с Белоусовым и Юматовым мы проконсультировались со спортивными юристами. Нам сказали, что клуб не имеет права требовать денег до заключения Егором первого контракта. Поэтому мы отказались платить 100 тысяч».
Через несколько дней после разговора руководство ЦПФ вызвало Симоновых к себе. «Нам подсунули «соглашение о порядке расторжения договора» (копия есть в редакции «МБХ медиа»). Здесь уже фигурировала сумма 130 тысяч рублей. Когда мы попросили обоснование, нам принесли напечатанный в «ворде» список с суммами, в конце которого — подпись без печати», — рассказывает Юлия.
Обоснование компенсации попало в распоряжение редакции. Это несколько листов с полупустыми полями и длинным списком расходов. На что конкретно тратил клуб, здесь не указывают. В столбик перечислены лишь общие направления: медобследование, экипировка, питание, страховка, проживание.
Симоновы «обоснование» не приняли и расторгли договор с «Крыльями». Спустя месяц, как этого требует договор, в августе 2018 года Егор перешел в московскую спортшколу ФК «Строгино». Родители начали устраиваться на новом месте, сын продолжал заниматься футболом. Семья стала забывать о конфликте с «Крыльями», но в октябре пришлось письмо с требованием выплатить уже 150 тысяч рублей в качестве компенсации за переход Егора. В письме указали: если не заплатите, подадим в суд.
Родители Егора остались при своем и проигнорировали письмо. «Крылья» тоже сдержали слово — в конце января 2019 года Юлии Симоновой позвонили из суда Октябрьского района Самары: клуб подал на нее иск.
Тройная выгода
В своей защите Симоновы апеллировали к 22 статье регламента РФС, согласно которой, если Егор до 23 лет заключит контракт с профессиональным клубом, то этот клуб выплатит компенсацию ЦПФ. Но «Крылья», видимо, не хотят ждать несколько лет, пока Егор подпишет контракт. Представители клуба объяснили свою позицию в суде тем, что компенсация не выплачивалась, если бы Егор перешел в спортшколу на территории Самарской области.
Заседание по этому делу прошло 1 марта. Судья Ирина Доценко вынесла решение в пользу «Крыльев». Она отказалась привлечь органы опеки и представителей областного правительства (как главного спонсора «Крыльев») в качестве третьего лица.
Адвокат Симоновых Виталий Григорьев предполагает, что за счет компенсации с несовершеннолетнего «Крылья» хотят увеличить свой доход: «РФС уже предусмотрел институт денежных выплат спортшколам, которые готовят футболистов. «Крылья» могут получить в три раза больше денег за содержание игрока: из бюджета, от родителей и профессионального клуба, в который перейдет Егор».
Адвокат отметил, что 73,8% акций «Крыльев» принадлежат ГУП СО «Самарская областная имущественная казна». Команда получает бюджетные деньги в рамках программы «Система подготовки спортивного резерва и развитие спорта высших достижений», которую утвердили в областном правительстве.
В суде Виталий Григорьев указывал, что эта программа предусматривает возмещение затрат на развитие игроков. «Получается, клуб не потерял деньги, а выполнил одно из мероприятий программы», — делает вывод адвокат. Но его доводы не повлияли на решение судьи — Юлию Симонову обязали выплатить 150 тысяч рублей компенсации.
По словам Юлии, случай с Егором не единственный. Летом прошлого года еще один футболист ЦПФ тоже ездил на просмотр. Только не в «Строгино», а в питерский «Зенит». Когда вернулся, его на время отстранили от тренировок.
Ради болельщиков
Беседуя с нами после суда, Юлия Симонова вспомнила, как один из представителей ЦПФ сказал ей: «Мы хотим создать прецедент, чтобы возвращать деньги в бюджет». Официально же клуб заявил: «Данное дело является для ПФК «Крылья Советов» важным, так как клуб заинтересован в подготовке и комплектовании команд клуба доморощенными самарскими игроками. Это цель клуба и желание всех болельщиков».
Но администратор официального сообщества болельщиков «Крыльев» Иван Кузин подтвердил, что ситуация с Егором Симоновым негатива у болельщиков не вызывает. По словам Кузина, ЦПФ внесли вклад в развитие футбольных способностей Егора, подтверждение этому — приглашение от московского клуба. Кузин считает, что основная проблема в этой истории — несовершенство футбольных законов в России: «Такие расходы и некую компенсацию должны платить все-таки академии, принимающие решения, что они продолжают подготовку этого футболиста, раз он им приглянулся и подошел. А в итоге у нас за чужую академию расплачиваются родители».
Юлия Симонова также подчеркнула, что у семьи нет претензий к тренерам и всем, кто обучал Егора. Деньги требует руководство, и Симоновы будут подавать на апелляцию.