Следователь Владимир Сарий подделал подпись активиста Сергея Цунина, и тот из свидетеля стал фигурантом уголовного дела членов Общины коренного русского народа Самарской области.
Правозащитник, руководитель самарского общественного движения «Гражданская инициатива» Наталья Баранова рассказала нам о фальсификации следователем 1 отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Самарской области Владимиром Сарием материалов уголовного дела в отношении гражданского активиста Сергея Цунина.
24 мая 2018 года сотрудники УФСБ по Самарской области по поручению прокуратуры провели обыск в квартире 61-летнего Цунина в Самаре. На момент обыска Цунин проходил свидетелем по уголовному делу в отношении членов Общины коренного русского народа Самарской области (ОКРН) Любови Кузаевой, Ильи Мартышкина и Виктора Пермякова, обвиняемых в экстремизме по ч.1 ст. 282 УК РФ. Кузаева возглавляла ОКРН до 2017 года, пенсионер Пермяков сменил ее на этом посту, а 51-летний Мартышкин был председателем Совета общины.
«Община коренного русского народа» появилась в Самарской области в 2012 году. Штаб-квартира располагается в Тольятти. Там же проживает и большая часть представителей объединения и им сочувствующих. В качестве своей цели община декларирует «объединение русских людей, общин и организаций вне зависимости от политических и религиозных мировоззрений для созыва полномасштабного съезда по «воссозданию русской государственности».
«В 2017 году Сергей Цунин проходил по делу ОКРН в качестве свидетеля. Он несколько раз посещал собрания, на которых среди других были и члены ОКРН. Это были просто дискуссии. Никаких экстремистских воззваний, как сейчас пытаются преподнести сотрудники ФСБ и СКР, на них не делалось. Как гражданский активист Цунин посещал публичные акции разных партий и общественных движений. Гражданский активизм предполагает публичность. Поэтому Цунин естественно, встречался на акциях и с членами ОКРН. Теперь это ставят ему в вину как связь с экстремистами. Протокол обыска заполнял майор ФСБ Радченко. Цунин написал на последней странице протокола свои замечания и возражения по проведению обыска. Этот лист затем был выдран ведущим дело следователем СУ СК РФ Владимиром Сарий и переписан другим почерком. При этом Сарий расписался за Цунина. У меня есть фото обоих протоколов: первого и сфальсифицированного. На основании второго, фальшивого протокола на Цунина затем завели уголовное дело по обвинению в экстремизме», — рассказала нам Наталья Баранова.
По словам активистки, следователь Сарий хочет сделать Цунина сообщником других членов ОКРН.
«Сарий надеялся при обыске найти в квартире Цунина улики против Мартышкина», — убеждена Баранова, — тем более, что, как установило следствие, «Мартышкин занимался производством экстремистских материалов и хранил их в офисном помещении на первом этаже здания по Некрасовской 94 в Самаре. 18 января 2018 года во время обыска сотрудниками уголовного розыска по городу Самаре там были изъяты 4 коробки и 14 пакетов с печатными материалами». Интересно, что Некрасовская 94 — это адрес самарского штаба Навального. Очень «мощное» может получиться дело. Но, очевидно, следствию нужна массовость. Вот и пытаются притянуть к ОКРН других гражданских активистов», — отмечает Баранова.
Сергей Цунин рассказал нам, что за последние месяцы неоднократно обращался в суд, прокуратуру и к руководству СУ СК по региону с жалобами на подделку протокола обыска. 15 августа 2018 года активист направил официальное заявление о преступлении по ст. 303 УК РФ «фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности». Согласно закону это заявление должны рассмотреть в трехдневный срок и принять одно из двух решений – возбудить уголовное дело либо на следователя за подделку протокола, либо на заявителя за ложный донос.
По словам правозащитника Натальи Барановой, руководство СУ СК по Самарской области и региональной прокуратуры два месяца делают вид, что заявления Цунина о преступлении не существует. «Силовики отказываются регистрировать заявление о преступлении», — сообщает Баранова. Общественное движение «Гражданская инициатива» намерено обратиться в вышестоящие инстанции с жалобами на бездействие следствия и прокуратуры.
К августу 2018 года СКР в сумме предъявил 57-летней Любови Кузаевой обвинение по пяти статьям УК и десяти «экстремистским» эпизодам. Среди них – организация экстремистского сообщества, возбуждение ненависти организованной группой, возбуждение ненависти по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, реабилитация нацизма, публичные призывы к сепаратизму и осуществлению экстремистской деятельности с использованием интернета. Сама Кузаева была внесена Росфинмониторингом в список экстремистов.
Во время следствия Виктор Пермяков свою вину признал, однако в суде заявил, что это был оговор. Судья Автозаводского районного суда Тольятти Иван Игайкин признал его виновным по ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды») и ч. 1 ст. 280 УК РФ («Публичные призывы к нарушению территориальной целостности РФ»). Приговор Пермякову был неожиданно мягким: два года и один месяц лишения свободы условно.
Интересно, что в 2017 году по итогам внутриведомственного конкурса Владимир Сарий был признан лучшим следователем СУ СК при прокуратуре по Самарской области.