in

“Людей очень насторожила поправка”: жители НАО не готовы мириться с присоединением к Архангельску

Памятник подвигу участников оленно-транспортных батальонов в Нарьян-Маре. Фото: Юлия Шалгалиева / «МБХ медиа»


Больше двух месяцев жители Нарьян-Мара протестуют. Они каждый день выходят на площадь Ленина и поют гимн в знак протеста против слияния Ненецкого автономного округа и Архангельской области. Жители Крайнего Севера боятся, что из-за объединения они потеряют надбавки к зарплатам, положенные им из-за суровых условий труда. На этом фоне Ненецкий автономный округ стал единственным регионом России, где больше 54% жителей проголосовали против принятия поправок в Конституцию.


«Поем тебе, Ненецкий округ, великой России опора. Да здравствует Север любимый — бескрайние тундры просторы», – поют активисты на городской площади в Нарьян-Маре. Это очередная «репетиция хора», – так местные в шутку называют вечерние встречи у здания регионального правительства. С 13 мая, когда стало известно, что главы НАО и Архангельской области подписали меморандум об объединении, активисты ежедневно выходят протестовать. Массовые акции из-за пандемии коронавируса запрещены, а «репетиции хора» с соблюдением социальной дистанции – нет.

«Сегодня мы поем уже сороковой день, но поминок по автономии не будет», – шутит участник акции Михаил Кушнир.

Он продолжает каждый день приходить на площадь даже после того, как власти объявили о приостановлении обсуждения вопроса по слиянию регионов.

«Меморандум принят, подписан. Из наших депутатов почти никто против не выступил. Если будет решение сверху, наши депутаты проголосуют как им скажут. Этого мы боимся. Если Бездудный (врио главы НАО – “МБХ медиа”) и Цыбульский (врио главы Архангельской области – “МБХ медиа”) отзовут свои подписи, официально аннулируют документ – мы уйдем с площади. Иначе – я буду приходить, пока меморандум не отменят», – заявил Кушнир.

Михаил Кушнир. Фото: Юлия Шалгалиева / «МБХ медиа»

 
Поздним вечером на площади светло – в Нарьян-Маре сейчас период полярных дней, и солнце не уходит за горизонт. Летом местные жители страдают от белых ночей, нехватки тепла и многочисленный комаров, а зимой – от постоянной темноты и морозов. Зима здесь 10 месяцев в году. По российскому закону, жителям Крайнего Севера положены специальные, «северные» надбавки к зарплате, которые могут существенно уменьшиться при слиянии с другим регионом.

«Людям здесь нужно усиленное питание, дополнительные расходы на теплую одежду, выезд к месту отдыха в летний период. Проживая в таких условиях, мы нуждаемся в дополнительной поддержке, которая осуществляется за счет социально-экономических программ НАО», – говорит местная жительница Виктория Боброва.

В регионе действуют 150 законов, которые предусматривают поддержку разным гражданам – это доплаты пенсионерам, онкобольным, сиротам, многодетным семьям, представителям малых народов. «При слиянии мы лишимся отдельного финансирования, и уровень жизни резко упадет. Зарплаты как в Архангельской области нам не подходят – у них и продукты дешевле, и стоимость коммунальных платежей», – объясняет Боброва.

Она одной из первых вышла к зданию местного правительства с пикетом против слияния регионов. После этого, в июне, в округе было создано общественное движение «Защита и развитие НАО», сопредседателем которого стала Боброва.

Площадь Марад Сей в Нарьян-Маре. Фото: Юлия Шалгалиева / «МБХ медиа»

«Вы на краю земли, кто вас услышит?»

 

Ненецкий автономный округ – единственный регион России, где большинство – 54,57%​ жителей – проголосовало против внесения поправок в Конституцию. Для многих протестное голосование стало способом достучаться до федерального центра и заявить о проблеме объединения.

«Мы хотели привлечь внимание Москвы именно к нашему положению. Потому что нас 40 тысяч. Хоть укричитесь – вы на краю земли, кто вас услышит? Да никто!», – возмущается школьный учитель Мария Красовская.

Она прослеживает свою родословною до VIII века, ее прадеды жили в крошечной деревушке Амдерма за 60 км от Северного Ледовитого океана. Красовская говорит, что считает своим долгом отстаивать целостность малой родины. 

«Если мы потеряем свою субъективность, кому мы будем нужны? Мы превратимся в район Архангельской области, который будут финансировать по остаточному принципу. Простите, мы ведь на паперти не стоим! Мы ведь с протянутой рукой деньги не просим! Свои доходы мы отдаем и в Москву, и в Архангельск, так пусть нас оставят в покое и дадут нам дальше развиваться», – заявляет активистка.

Деревня Канино-Тиманье, 1950 гг.

Мария Кушнир – представительница малочисленного северного народа, она называет инициативу о слиянии двух регионов «новыми репрессиями». В 30-х годах прошлого века ее прадед, белый шаман-знахарь из Тиманской тундры, был сослан «в Северный край без права переписки» как служитель культа. Сейчас Северным краем планируют назвать территорию из двух объединенных регионов.

«После всех этих гонений нам предлагают как ни в чем не бывало создать новый регион и назвать его Северный край, без всякого уважения к репрессивному прошлому. Мы ненцы, и мы обоснованно считаем, что это наша родина, наша земля. Я потомок не в одном поколении, и меня беспокоит, как будут жить наши поселки, наши населенные пункты», – говорит Кушнир.

Национальные поселки и так отдалены от Нарьян-Мара, еще дальше они находятся от Архангельска. В деревнях уже сейчас у людей нет работы, и им приходится уезжать.

«Теперь вместо развития будет присоединение. Эти деревни на краю Севера никому не будут нужны. Уйдут льготы, субсидии, уйдет национальная специфика, а у нас свой, особый менталитет», – рассказывает женщина.

Мария Кушнир. Фото: Юлия Шалгалиева / «МБХ медиа»

Федеральная территория

 

Несмотря на результаты голосования по поправкам в Конституцию, открыто с критикой Путина здесь никто не выступает. Самой опасной поправкой активисты считают внесение изменений п 1. 67 статьи Конституции – они боятся, что теперь новую федеральную территорию смогут создать даже без проведения референдума.

 

«Людей очень насторожила поправка в 67 статью Конституции, там вводится понятие «федеральная территория», но нигде это термин не расшифровывается. Люди обоснованно беспокоятся о том, что, образно говоря, проснутся уже не в НАО, а на федеральной территории, которая управляется из Москвы. В этом случае властям не потребуется референдум», – поясняет учитель Боброва.

Сейчас в Ненецком автономном округе живет примерно 44 тысячи человек. Этим местные активисты объясняют отсутствие фальсификаций на участках во время голосования по поправкам: все как на ладони, и никто не хочет отвечать перед друзьями и соседями за махинации.

«Если смотреть в масштабе страны, то поправки в Конституцию чуть не отменил двор из трех девятиэтажек», – смеется Михаил Кушнир.

Тем временем местные жители собрали более 15 тысяч подписей против объединения регионов и передали их в приемную президента. Они надеются, что Путин к ним прислушается.

Татьяна Антипина. Фото: Юлия Шалгалиева / «МБХ медиа»


Помощник депутата от КПРФ Татьяна Антипина заверила, что НАО всегда голосовал за Путина и не настроен протестно. Основным зачинщиком слияния регионов здесь считают не президента, а врио губернатора Архангельской области Александра Цыбульского.


«При слиянии речь идет именно о ликвидации нас как автономии. Окружное отделение КПРФ аккумулировало сбор подписей. Мы увезли их в Москву, в приемную Владимира Путина. Я очень надеюсь что подписи дойдут до адресата, и мы сможем отстоять автономию при помощи федеральных властей. Голос народа должен быть услышан в Москве», – надеется помощник депутата.


Пока реакции из Москвы не было. При этом ненецкие депутаты от «Единой России» подписи к рассмотрению не приняли, парламентарии вошли в состав комиссии, которая должна была разработать предложения по объединению с Архангельской областью. Сейчас большая часть единороссов избегает протестующих и открыто не выражает свою позицию о слиянии регионов. В то же время в апреле на встрече с Бездудным девять парламентариев от правящей партии в Собрании депутатов НАО отказались голосовать за объединение регионов.

Тогда для разрешения ситуации в конце мая в регион неожиданно прилетел секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. О содержании его встреч в регионе партия официально ничего не сообщала, но с этого момента депутаты перестали публично выражать свое несогласие. Исключением была лишь депутат Анна Булатова. Против продолжали выступать только в КПРФ – Михаил Райн, Ольга Карпова и Татьяна Федорова.


«После подписания меморандума о слиянии территорий на летних сессиях можно было бы рассмотреть проект постановления КПРФ об отзыве подписи Бездудного под документом. Так вопрос, затрагивающий интересы большинства жителей округа, был бы закрыт. Но единороссы этого не сделали. На сегодняшний день сохраняется полная неопределенность», – рассказал депутат от КПРФ Михаил Райн.

Депутат от «Единой России» Анна Булатова от общения с «МБХ медиа» отказалась в связи с «оппозиционной направленностью издания».

В поселении Тиманское десять человек вышли из «Единой России», потому что «партия власти» не выступает однозначно против объединения и поддерживает Бездудного.

 

«Они устали от того, что с их мнением не считаются, а только пользуются ими когда нужно протащить какое-нибудь решение. Причину выхода из партии указывали в основном такую – мы резко против объединения” – рассказал глава Тиманского сельсовета НАО Вадим Глухов.

Площадь Марад Сей в Нарьян-Маре. Фото: Юлия Шалгалиева / «МБХ медиа»

«Субъекты-матрешки»



Отношения между Архангельской областью и Ненецким автономным округом непростые – область является сложносоставным субъектом и включает в свой состав НАО, наделенный самостоятельными правами. Часто в народе такие регионы называют «субъекты-матрешки». Отношения между ними регулируются договором о распределении полномочий. Соответственно, в автономном округе есть свой, отдельный от Архангельской области бюджет, он тратится на нужды населения и социально-экономические программы.

В 2007 году с приходом к руководству Архангельской области губернатора Николая Киселева договор о распределении полномочий между регионами не был подписан, соответственно, все деньги бюджета НАО ушли в бюджет Архангельской области.

 

Цыбульский считает, что именно за счет нефтедобычи в НАО Архангельская область сможет наконец встать на ноги. 

 

«Здесь много и газа, и нефти, богато оленями стадо, полны свежей рыбою сети, другой нам Отчизны не надо!», — цитируют гимн собравшиеся на площади. Они считают «нефтяной кризис» несущественным и лишь поводом к объединению.

 

«Они выкачивали из нас нефть и газ как из бочки бездонной, а взамен – ничего! Мы живем здесь столько веков, обустраиваем эту землю, любим ее, бережем и очень хотим, чтобы наш субъект существовал и дальше. Жили мы здесь до нефти и проживем после нефти», – говорит Красовская.

По словам политолога Андрея Чуракова, едва ли это будет так – объединение субъектов федерации выгодно прежде всего Москве. Регион будет легче в управлении, губернатор подконтролен, а бюджет – един. 


Вечернее пение на площади Ленина подошло к концу, но жители еще не закончили – они придут сюда завтра. «Пока меморандум с подписями глав регионов не аннулирован, сворачивать протест мы не намерены», – заключает Кушнир.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.