in

Мертворожденные вместо недоношенных. Акушер рассказала, как Минздрав улучшает свою статистику

Перинатальный центр. Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Главный внештатный специалист по акушерству Ростовской области и профессор Ростовского государственного медицинского университета Ирина Буштырева рассказала «МБХ медиа», что для улучшения статистики детской смертности в области чиновники вынуждают врачей фальсифицировать статистику, признавать недоношенных детей мертворожденными и оставлять их умирать в обычных роддомах, а не везти на лечение в перинатальный центр. При этом здесь есть возможный конфликт интересов — мужа Буштыревой недавно уволили с поста главврача перинатального центра за то, что он рекламировал там семейную частную клинику.

По данным Минздрава Ростовской области, за 8 месяцев 2018 года в области умерло 156 новорожденных детей — на 73 случая меньше, чем за тот же период прошлого года. «Такие революционные изменения, и прорыв, о чем докладывает Татьяна Быковская (министр здравоохранения Ростовской области — “МБХ медиа”) — уменьшение на 70 с лишним смертей новорожденных — не могли произойти просто так. Кто-то стал лучше работать, появились революционные технологии?  Нет, просто эти дети перестали поступать в перинатальный центр — а именно женщины со сроком беременности 22-26 недель. Другими словами, в перинатальный центр просто не привезли около 35-40 таких детей, это означает, что они погибли в обычных роддомах. Я проводила последние несколько лет каждый день аудит с врачами области, я владею этой информацией, я знаю о судьбе каждого ребенка, поэтому я могу говорить об этом совершенно открыто», — говорит Буштырева.

Как рассказывает Буштырева, «извращать» статистику медицинских чиновников спровоцировали принятые в 2012 году законы.  6 лет назад новорожденными считали дети, родившиеся с массой более 1000 грамм. Если же он весил меньше, его смерть регистрировалась только при условии, что прожил не менее 168 часов. Во остальных случаях ребенок считался мертворожденным и не влиял на статистику. Потом выполнять план стало сложнее: по новому критерию «живорождения», такими стали считаться дети, родившиеся на сроке от 22 недель с весом от 500 граммов.

Также Буштырева предполагает, что Минздрав договаривается с ЗАГСами, чтобы те не регистрировали умерших недоношенных детей как новорожденных, а также вынуждает врачей не оказывать помощь тем, чьи шансы при рождении минимальны.

«Смысл высоких технологий перинатального центра заключается в том, что выхаживают детей с низкой и экстремально низкой массой тела. Если женщина поступает с таким сроком беременности, и ребенок рождается с массой 500-1000 граммов, в перинатальном центре обязательно следуют закону РФ — выхаживают таких детей. И у родителей не спрашивают согласия. Только в Турции и России есть такой закон, в остальных странах оставляют выбор за родителями, но Быковская решила избирательность эту взять на себя, не спрашивая у родителей. Как она действует — это предстоит правоохранительным органам проверить, но каким-то образом эти женщины перестали поступать в перинатальный центр для оказания высокотехнологичной акушерской помощи», — объясняет Буштырева.

«В переписке со мной Быковская употребляет такую фразу «значит правильна была моя стратегия до 26-й недели никого к вам не присылать. Если ребенка привезут (в Перинатальный центр — прим. автора) в 22 недели — его будут выхаживать. Повышается риск того, что Быковская получит младенческую смертность, лучше ее скрыть. И она говорит врачам — это легко можно проверить — на периферии: мол, не дай бог кто-то с 22 до 26 недели повезет в перинатальный центр. Убью, растерзаю, голову оторву… И они оставляют беременных там. А там в районах легче скрыть смерть ребенка — не пропустить через ЗАГС, взвесить «неправильно» ребенка и так далее», —рассказывала изданию «Блокнот» Буштырева.

«Благодаря этой схеме можно двух зайцев убить: тут можно и младенческую смертность снизить такими подтасовками и денег не давать из бюджета. Смертность снижается не так быстро, как хотелось бы Быковской, из-за этого Минздрав занимается извращением статистики», — убеждена Буштырева.

В этой ситуации стоит отметить возможный конфликт интересов. Сама Буштырева сейчас имеет крупную частную гинекологическую клинику. Ее мужа Валерия Буштырева недавно уволили с поста главврача перинатального центра за выявленные в ходе проверки нарушения, в том числе размещение рекламных стендов семейной частной клиники.

Сам Валерий Буштырев связывает увольнение с отказом фальсифицировать статистику детской смертности. Выявленные нарушения он связал недофинансированием центра.

Его жена утверждает, что конфликта интересов в этой ситуации нет: «Ни одной копейки не перетекло в частную клинику, наоборот, частная клиника помогала перинатальному центру тем, что отправляла туда пациентов на анализы, что приносит ему от 500 тысяч до 1 миллиона рублей в месяц».

Также стало известно, что Министерство здравоохранения Ростовской области готовит исковое заявление о защите чести, достоинства и деловой репутации. Поводом для этого стала статья, опубликованная на сайте «Блокнот» 1 ноября и «содержащая сведения, порочащие министерство».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.