Мать троих детей из Омска Ирина Зырянкина оказалась в больнице. Гипертонический криз у нее случился после того, как женщине отказали в социальной выплате на строительство жилья в рамках губернаторского указа (ее Ирина ждала с 2015 года, после того как была включена в сводный список очередников). Сотрудники учреждения (КУОО) «Омскоблстройзаказчик» сослались на то, что супруги Зырянкины не подходят по возрасту для получения выплаты. Тогда многодетная мать расстроилась даже не из-за самого отказа как такового, а из-за того, как к ней отнеслись: сначала несколько лет настраивали на то, что все в порядке, и что нужно готовиться к выплате, весной 2019 года даже заставили обновить документы, а затем выкинули из очереди.
После публикации заметки «К многодетным у нас относятся… никак» свое видение ситуации представили сотрудники учреждения «Омскоблстройзаказчик». В своем комментарии они указали, что на момент включения Зырянкиных в сводный список супругу Ирины было 35 лет 6 месяцев. А на момент включения в список получателей, в июне 2019 года, Ирине исполнилось 36 лет, Дмитрию 39 лет. Право же на получение социальных выплат, согласно губернаторскому указу, «имеют многодетные семьи из числа молодых семей, в которых возраст каждого из супругов на день подачи предусмотренных настоящим положением заявления и документов не превышает 35 лет». Одним словом, вина лежит на тех, кто документы у Зырянкиной принял.
Ирину на днях выписали из больницы. Она, узнав о комментарии «Облстройзаказчика», была неприятно удивлена. Женщина уточнила, что в 2015 году сотрудники «Агентства жилищного строительства Омской области» (АЖС), занимавшиеся формированием сводного списка, сначала попросили у нее собрать пакет документов, и только затем, ознакомившись с ними, включили ее семью в очередь. Причем Ирине пришлось заплатить за создание проекта и сметы будущего дома. Зырянкина говорит: сотрудники агентства уверили, что возраст супругов позволяет претендовать им на социальную выплату.
Позже АЖС ликвидировали, а его функции передали «Облстройзаказчику». Ирина продолжала интересоваться у чиновников, когда ждать (и ждать ли вообще) обещанной выплаты. Ей приходили ответы. Последний по счету она получила осенью 2018 года из Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса. Содержание письма только укрепило оптимистичный настрой получателей: «На основании заявления и представленных документов в 2015 году вы включены в сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат в рамках указа <…> В проекте закона Омской области «Об областном бюджете на 2019 год» на реализацию указа предусмотрено 14 миллионов рублей. Социальная выплата вам будет предоставлена согласно очередности по мере поступления средств областного бюджета на реализацию указа». Документ подписан тогдашней замминистра ведомства Инной Парыгиной.
Еще больше обнадежили Ирину Зырянкину весной 2019 года, когда попросили обновить все справки, а также выехали на место, чтобы сфотографировать участок и передать фотографии для расчета размера социальной выплаты. Получается, что чиновники за все эти годы не сочли нужным даже предварительно ознакомиться с документами очередников, предпочитая отправлять им ничего не значащие министерские отписки. Не соблаговолили они изучить как следует досье многодетных матерей весной этого года, когда заставили хлопотать почем зря.
Ирина Зырянкина уже написала жалобы в прокуратуру и уполномоченному по правам человека. Также она добивается личного приема у губернатора Омской области и намерена подать иск в суд. Правда, с ответчиком она еще не определилась.