in

«Многодетных отодвинули за борт». В Санкт-Петербурге многодетные семьи на митингах требуют положенное им жилье

Фото: Татьяна Буторина / МБХ медиа

В Санкт-Петербурге многодетные семьи провели уже третий в этом году митинг против исключения властями города семей с тремя и четырьмя детьми из жилищного плана этого года. Накануне очередного митинга жилищный комитет все-таки изменил  жилищный план, а комитет имущественных отношений города заключил пять госконтрактов на предоставление  этой льготной категории 338 квартир.

Дети растут, а очередь стоит

В Овсянниковский сад на митинг собрались многодетные родители, их дети, депутаты законодательного собрания и главы ответственных комитетов. В этом году многодетные семьи сменили напряженное ожидание квартир на активные протесты, так как очередь получения жилья для них остановилась. Многодетные граждане с тремя и четырьмя детьми, ожидающие улучшения жилищных условий уже пять и более лет, оказались не включены в жилищный план 2018 года. Жилищный план – это документ, который гарантирует семье получение бесплатной квартиры.

В жилищный план этого года вошли семьи с пятью и более детьми, многодетные семьи с ребенком-инвалидом, семьи в которых одновременно родились трое и более детей, а также в план вошли те семьи, которым должны были выдать жилье еще в 2016 и 2017 годам. Люди не понимают, на каком основании произошла такая дискриминация, насколько правомерны действия властей. У семей складывается впечатление, что власти намеренно сворачивают программу по выдачи социального жилья для многодетных семей с тремя и четырьмя детьми, плавно переводя их на сертификат для многодетных. По словам митингующих, этот сертификат не покрывает и половины стоимости жилья для большой семьи в Петербурге.

Согласно постановлению №328 от 24 апреля 2018, многодетным семьям предоставляются социальные выплаты для оплаты стоимости жилого помещения. Правда, они должны приобретаться в дополнение к уже занимаемым жилым помещениям — то есть исходя из количества «недостающих» до нормы предоставления, соответствующей 18 кв.м. на человека. Многодетные семьи обращают внимание и на то, что при расчете размера социальной выплаты используется среднерыночная цена в соответствии с приказами Минстроя, а именно один квадратный метр общей площади жилого помещения на третий квартал 2018 года равен 71 053 рублей. В то же время фактическая  средняя рыночная стоимость находится в диапазоне от 100.000 до 108.000 рублей за 1 кв.м.

Семья Черепановых с четырьмя маленькими детьми стоит на очереди шесть лет. Сейчас они снимают квартиру. На оплату аренды жилья уходит вся зарплата мужа. «Мы очень надеялись попасть в план 2018 года, но очередь встала. Мы жили в коммуналке с соседями-алкоголиками, антисанитарией в местах общего пользования, тараканами и клопами. Кто-то скажет, что районный жилищный отдел может выдать жилье до подхода очереди, но он предлагает многодетным семьям те же самые коммуналки с маргинальными элементами или убитой квартирой без ремонта. Я знаю только три семьи из огромного количества многодетных, которым дали приемлемые отремонтированные хрущевки. Остальным предложили откровенный хлам», — рассказала Анастасия Черепанова.

Семья рассматривала вариант с сертификатом, но заметила, что на эти деньги можно купить только квартиру в области или на окраине, в районе без школ, поликлиник и детских садов, с плохой транспортной доступностью. Для покупки квартиры в районе с развитой инфраструктуры им не хватает двух миллионов. Притом денег не хватит даже, если они продадут комнату в коммуналке и добавят материнский капитал. Кредит выплачивать они тоже не смогут.

«Сертификат покрывает не более 60% стоимости жилья, а 40% нужно семье еще где-то найти. И без того находящиеся в тяжелом материальном положении семьи вгоняются в кредиты и долги, распродают все, что имеют. Многодетная семья, проживающая с родителям братьями, сестрами, получает сертификат на недостающие метры, а метры, на которых проживает семья, продать ведь невозможно. Других домочадцев куда — на улицу? Почему приписывают метры, других совместно зарегистрированных собственников, которые не принадлежат очереднику? На каком основании считают метры сестер, братьев, родителей? Получается, что сумма сертификата занижена за счет плюсования чужих метров и приложить эти метры к сертификату невозможно, — объяснила Виктория Зеликова. — Сложности в реализации сертификата и с теми, кто может продать всю свою квартиру. Нужно менять сроки согласования: 20 рабочих дней  — это очень много. Продавцы не хотят ждать месяц.  Для чего эта волокита? Как только дом сдан — сертификаты уже не берут, а строящийся дом — это потенциальный риск для семьи».

Мама пятерых детей, беременная шестым ребенком, Марина Морозова вышла к микрофону с маленькой девочкой, которая от смущения и холода жалась к ее ногам.

«Мы — внеочередники, но также не можем получить жилье на протяжении многих лет. В этом году мы должны были получить жилье, но его не будет. Об этом нам уже сказали в жилищном отделе нашего района. Длительное ожидание жилья ухудшает материальное положение семьи. Переезд в другой район угрожает усложнить его в будущем, так как наша жизнь уже устроена: обучение детей в местных школах и садах, работа их родителей. Нужно предоставлять жилье в районе, где живешь много лет, либо выделить необходимые деньги на его покупку», — объяснила Морозова.

«Почему мы должны все время требовать положенное: напоминать, просить, писать письма, устраивать митинги? Ответ простой: наши «слуги народа» живут в каком-то параллельном измерении, где обычная статистическая семья якобы может безбедно жить, откладывая по 62 тысячи рублей и за 7 лет купить себе квартиру (ред. заявление председателя Жилищного комитета Валерия Шияна в августе прошлого года. Может быть, за среднестатистическую семью принимается его семья или еще какая-то? Видимо, сытый годного не разумеет. Тем, кто должен нам помогать, нам приходится объяснять, в каких условиях мы существуем. Львиная доля многодетных семей таких денег в руках не держало, чтобы их еще и отложить, — говорила мать четверых детей Вера Караваева. — Мы живем впятером-вшестером в однокомнатных или двухкомнатных квартирах. Ждем жилье, а получаем лишь отписки и отговорки. Мы отказываем детям в кружках, бассейнах, лишнем яблоке, чтобы заплатить аренду  квартиры и не жить в скотских условиях в коммуналках с алкашами, психическими больными, да и просто на головах друг у друга».  Чтобы помочь чиновникам понять суть проблемы, она предложила  им на неделю поменяться  жилплощадью.

Планом «Ждунов» назвала Ольга Семенова жилищный план 2017 года. «Нам обещали дать квартиру к новому 2018 году, потом к 8 марта, потом к лету, потом в сентябре, недавно мы узнали на портале жилищного комитета, что квартиры будут, наверное, в мае следующего года. У меня ребенок, благодаря которой мы встали на очередь, в школу идет в сентябре. Ей будет семь лет, а квартиры все нет. Я не знаю, куда поставить рабочий стол для школьницы.  У каждой ошибки есть фамилия, имя и отчество. Если я буду задерживать выполнение заказа, то меня накажут рублем. План не выполняется и никто не несет ответственности. Мало попасть в план, нужно еще дождаться смотрового, устранить недоделки, а затем уже въехать в новое жилье — между этим пунктами проходят годы», — рассказала Семенова

Фото: Татьяна Буторина / МБХ медиа
От волокиты к митингу

«Мне показалось, что сам момент постановки на очередь чиновники старательно оттягивают, — поделилась с «МБХ медиа» Вера Караваева. – Наше свидетельство о многодетности делалось два месяца. Я подала документы в жилищный отдел Московского района, свидетельство в это время готовилось, но документы завернули, так как я не предоставила это свидетельство.  Притом они вернули эти документы обратно по почте и не дали возможности свидетельство просто донести. Мне пришлось собирать все документы заново. Второй причиной возврата документов стала прописка мужа до 2012 года в Тамбовской области. Чиновники попросили принести справку о том, кто остался прописан после его выписки оттуда.  Они могли бы запросить сами или попросить нас донести, но нам снова пришлось заново собирать все справки и добывать нужную бумажку. Непонятно также, зачем они просили эту справку? Ведь мужа все равно на учет они не смогли поставить, так как он официально не жил в городе 10 лет».

«Еще в 1988 году сразу нашу семью поставили на очередь и обещали обеспечить квартирой в течение полугода, Прошло уже 30 лет, а положенного по закону жилья нам так и не предоставили. За это время нам не предложили ни одного варианта улучшения жилищных условий. Зато нас снимали с очереди и лишали льготы, но мы боролись за свои права, писали обращение в городскую и районную прокуратуру, президенту, жилищный отдел, районную администрацию. Нас восстановили в очереди, сейчас мы вторые, но на этом все и остановилось, — рассказала собравшимися на митинге о своем опыте борьбы за жилье мать шестерых детей  Анна Иванова. — Сначала нам сказали, что нет метража, положенного нам — 118 кв. м. Начальник жилищного отдела Янус Наталья сказала, что они квартиру дать не могут, так как жилищный комитет им не дает. Вместо помощи многодетной семье они предложили идти в суд. Этой осенью умер мой старший брат, так и не получив жилья от города. Теперь, когда нас стало меньше и квадратные метры нам надо уменьшить, у вас найдется квартира необходимого нам метража?»  С этим вопросом она обратилась к председателю жилищного комитета Валерию Шияну, который стоял рядом с выступающими, молча выслушивая их жалобы.

«Я стал чиновником и стал виновником всех ваших бед»

Председатель жилищного комитета Валерий Шиян поведал собравшимся семьям о том, что тоже рос в многодетной семье. «Мы не могли красиво и хорошо одеваться, хорошо питаться, но вместе с тем, у нас была счастливая семья. Родители получали радость от общения с детьми. Сейчас моей маме 80 лет, а отцу 87.  У меня первая квартира появилась в 36 лет, и я надеюсь, что у вас и ваших детей все будет нормально. Если вы хотите поколотить меня – чиновника, повесить на том (указал рукой на деревья в Овсянниковском саду) дереве, и таким образом решить проблемы, то пожалуйста. Но хочу сказать, что я стал чиновников в 2011 году, а до этого был таким же честным гражданином, порядочным воспитанным, как и вы. А теперь я стал чиновником и стал виновником всех ваших бед», —  начал свою беседу с многодетными семьями Шиян.

Далее он рассказал об успехах жилищной политики, отметив, что Санкт-Петербург — единственный регион, который с 2011 года улучшил жилищное условия для 6 300 многодетных семей, а в этом году для 1 065 многодетных семей. Валерий Шиян подчеркнул, что ни один город этим похвастаться не может.

«Экономический кризис коснулся строительной отрасли. Некоторые дома остались не достроены. Коммерческие застройщики, с которыми были заключены договоры, не выполнены своих обещаний. Наверное, чиновники виноваты в кризисе и в том, что коммерческие застройщики не предоставили городу жилье за уже полученные деньги», — постарался найти «крайнего» председатель Жилищного комитета.

Фото: Татьяна Буторина / МБХ медиа

Также он рассказал, что в прошлом году бюджет на жилищную политику был 16 млрд, а на 2019 году выделено 20 млрд, плюс дополнительно идут 2 млрд на жилищные сертификаты. По поводу нежелания многодетных семей жить районах без инфраструктуры он отметил, что  в центре города дома не построить, а основная стройка идет на окраинах города. Те семьи, которые не хотят туда уезжать, могут пользоваться системой сертификатов.

Выступил и председатель комитета по социальной политике Александр Ржаненков. «Проблемы жилья самые острые. За один день эти проблемы не решить и обещания никто  не даст. Временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов пришел в первые дни и сразу же поднял проблемы многодетных семей. Нельзя не сказать, что ничего не делается. Можно красиво говорить и призывать к смене власти, но надо делать дело. Будет увеличено финансирование и строительство, в ускоренном режиме предоставляться жилье. В нашем городе на различные вопросы детства выделяется больше 14 млрд рублей. Ни в одном другом городе России столько не выделяется», — объяснил Ржаненков.

Многодетные семьи пришли поддержать и депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга. «Мне кажется, что решение этой проблемы лежит только в политической воле. Можно отказаться от сомнительных проектов, например, строительства восточного скоростного диаметра, авиаэкспресса и других проектов, которые очень затратные, а направить эти деньги на решение проблемы многодетных. Выборы решают все. Если бы у нас явка на выборы была 70-90 %, то мы бы жили в другой стране. Мы бы имели многопартийный парламент, а не монополию одной партии власти», — высказалась  депутат Законодательного собрания фракции «Справедливая России» Надежда Тихонова.

«Многодетные семьи рыдают на глазах у чиновников. Это разве нормальное государство? Я помню в советское время, когда рождался третий ребенок, то государство бесплатно давало квартиру. К сожалению, мы отказались от социализма, а капитализм диктует жесткие условия. Нет такого преступления, которое капиталист бы не совершил ради 300% прибыли, и эту прибыль выжимают из нас и из детей. 51% бюджета формируется за счет наших с вами налогов, так почему этот процент не идет на первоочередные нужды? Мы должны соединиться в такую силу, чтобы сместить власть, которая заставляет нас рыдать. Мы не просим, а требуем то, что мы формируем. Бюджет должен идти на благо наших семей, детей, внуков. И пока мы тут будем просить чего-то, то ничего не получим. Только жесткое требование смены курса», — поделилась своим мнением руководитель фракции КПРФ в Законодательном Собрании СПб Ольга Ходунова.

По окончании митинга многодетные семьи подписали резолюцию. Они потребовали закрепить на законодательном уровне ежегодное включение многодетных семей с тремя-четырьмя детьми в жилищный план с продвижением очереди, увеличить стоимость квадратного метра для проведения аукциона по закупке пожилых помещений в собственность города с последующей передачей их многодетным семьям, внести поправки в формулу вычисления жилищных сертификатов, законодательно закрепить ожидания в очереди не более 5 лет, выполнять свой план по обеспечению жильем многодетных.  Документ направили временно исполняющему обязанности губернатора Санкт-Петербурга Александру Беглову, президенту РФ Владимиру Путину, прокурору города Сергею Литвиненку, председателю законодательного собрания Вячеславу Макарову, вице-губернаторам Анне Митяниной, Игорю Албину, Николаю Бондаренко и Михаилу Мокрецову, председателю жилищного комитета Валерию Шияну.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.