in ,

Как активисты из Владимирской области противостоят ввозу мусора из Москвы

Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

Москва, которой не хватает собственных мощностей для утилизации отходов, вывозит мусор на свалки в ближайших областях. Власти некоторых регионов пытаются этому противостоять. Они разными способами не дают «мусорным» операторам выполнить госконтракты со столичными властями, поэтому те начинают искать обходные пути — ведь отходы просто некуда девать.

Во Владимирской области операторы придумали следующий способ: мусор из Москвы приезжает на мусоровозах со столичными номерами на погрузочную станцию, которая официально еще не запустилась, и там его перекладывают в местные большегрузы, которые, по словам местных активистов, везут «чужие» отходы на полигон под видом «своих». 

Москва и Подмосковье генерируют более 15% всех отходов в России, и их попросту негде хранить. Каждый житель Москвы выбрасывает в два раза больше мусора, чем средний россиянин. Москва, город с самым большим количеством отходов, оказалась не готова к решению проблемы их утилизации.

Проблема назрела давно. Сначала ее попробовали решить за счет расширения полигонов в Подмосковье, но это лишь привело к многочисленным протестам. В 2017-2018 годах в них участвовали тысячи людей, митинги прошли в двадцати подмосковных городах.

Фото: Софья Сандурская / Агентство «Москва»

После такого отпора власти решили изменить территориальную схему вывоза отходов. Их даже планировали везти на север — но и там, оказалось, его никто не ждет: например, отмены строительства полигона в Архангельской области на станции Шиес экоактивисты добивались более двух лет.

С 1 января 2019 года большинство российских регионов вошли в так называемую «мусорную реформу», согласно которой полномочия и ответственность за всю цепочку движения мусора от баков до полигонов в каждом регионе возлагалась на единого оператора. 

666 тонн московского мусора

Во Владимирской области ее отложили до 2020-го  —  требовалось время на поиск региональных операторов и утверждение территориальной схемы. В 2019 году конкурс на регионального оператора в шести районах области выиграла компания «Хартия», принадлежащая Игорю Чайке, сыну бывшего генпрокурора Юрия Чайки. Всего в регионе три оператора, работающих с отходами. 

Несмотря на протесты и даже заверения губернатора Владимира Сипягина о том, что «ввоз ТКО из других регионов в нашу область юридически невозможен», в территориальной схеме по обращению с отходами Москва предусмотрела захоронение во Владимирской области в 2020 году 666 тысяч тонн мусора, а за ближайшие 10 лет до 2029 года — еще 8,8 миллиона тонн отходов. Как оказалось, действовали долгосрочные контракты с частными компаниями, заключенные еще при предыдущем губернаторе Светлане Орловой. 

Владимир Сипягин. Фото: WikiCommons

Власти муниципалитетов и местные жители неоднократно просили региональные власти прекратить ввоз во Владимирскую область отходов из Московской области. Они писали официальные обращения, а губернатор Владимир Сипягин, ссылаясь на документы, заявлял, что ввозить мусор и так невозможно. На борьбу с многочисленными мусорными нарушениями мобилизовалось население: так появилась команда «Активисты Народного движения против московского мусора». Они стали фиксировать и отслеживать передвижения мусоровозов с московскими номерами, свозивших отходы на легальные и нелегальные свалки.

По словам активистов, как правило, они направлялись на погрузочную станцию или сразу на полигон в Бабанино в Петушкинском районе, недалеко от города Лакинска.

Теперь Бабанино

В Петушинском районе Владимирской области узнали о ввозе московского мусора на местный полигон Бабанино в марте. Сюда могут свозить отходы только из двух районов Владимирской области, а сейчас объект вообще находится на реконструкции. Тем не менее грузовики с номерами из соседних регионов здесь стали замечать чаще всего. 

Эксплуататор объекта в Бабанино — АО «Полигон». Сам центр, как сообщали местные СМИ, принадлежит компании «Хартия». Полигон неоднократно уличали в нарушениях, в частности, Росприроднадзор фиксировал сброс фильтрата — токсичных жидких отходов — в ливневую канализацию и ненадлежащую изоляцию отходов.

По свидетельству местных жителей, «Хартия» весной открыла погрузочную станцию в Покрове — городе в Петушинском районе области, в 64 километрах от Бабанино. Станции не было на территориальной схеме, а, значит, использовать ее компания не могла. 

Фото: provladimir.ru

По рассказам жителей, на погрузочную станцию полные фуры с московскими номерами приезжали на «погрузку», а выезжали пустыми. Оттуда же выезжали на полигон в Бабанино гружеными уже другие мусоровозы — с местными номерами. 

Жители области, часто проезжающие по трассе М7, создали свою систему контроля: встречая мусоровозы с московскими номерами, они передавали друг другу информацию о них и старались отследить их путь. 

Факт ввоза московского мусора дважды подтверждал областной Росприроднадзор. Во время проверок в январе этого года сотрудники ведомства «ловили» фуры, которые везли отходы из Московской области на полигон в Бабанино.

Активисты организовали посты у головного офиса компании, а также возле сортировочного центра и на подъезде к свалке. Они уверяют, что автомобили выезжают от офиса «Хартии» на Алтуфьевском шоссе в Москве, заезжают в сортировочный центр и следуют на свалку во Владимирскую область или на погрузочную станцию.

Также местные жители «ловили» мусоровозы на несанкционированных свалках. Один большегруз, который привез московский мусор на одну из таких свалок под деревней Марочково, застрял на месте. Водителя задержали и оштрафовали за «несоответствие требований в области охраны окружающей среды». Этот мусоровоз заметили жители, дежурившие на дороге.

«Хартия» отрицает ввоз мусора из Москвы во Владимирскую область. Регоператор даже пригласил журналистов государственных каналов на свою производственную базу, чтобы это опровергнуть. По заявлению компании, на дорогах Владимирской области и правда могут встречаться мусоровозы с московскими номерами, но это происходит только из-за того, что техника, необходимая для работы, постоянно перемещается между региональными филиалами — тульским, московским, ярославским, владимирским.

Работники «Хартии» называют это «взаимопомощью». Водитель мусоровоза, который засняли общественники, даже лично заявил на камеру, что московской мусор в Петушинский район не доставляется.

Новая схема для старых методов

В 2020 местные власти представили проект новой территориальной схемы, на которой новая погрузочная станция учтена. Активисты считают, что это легализует алгоритм, с помощью которого мусор ввозят в Петушинский район — через станцию на полигон на местных фурах.

Кроме того, новая редакция терсхемы предполагает, что к 2022 году рядом с Петушками появится мусоросортировочный комплекс, в Покрове построят новую мусороперегрузочную станцию, а в деревне Бабанино реконструируют действующий полигон.

Фото: Игорь Иванко / Агентство «Москва»

Обсуждение проекта новой территориальной схемы закончилось 22 ноября. Жители пытались повлиять на окончательное решение, «заваливая» местные власти обращениями.

Главы Александровского и Петушинского районов тоже направили обращения Сипягину с требованием откорректировать территориальную схему. Они выступили против строительства и легализации сортировочных станций.

Руководительница движения «Зеленая метка» Ксения Азметова считает, что терсхема в нынешнем виде уже рассчитана на московский мусор. Согласно документу, власти запланировали ввозить ежегодно почти половину от всех отходов, которые уже есть на бабанинском полигоне, используемом «Хартией», и непонятно, на какой площади будут размещать новые. Это при том, что в 2019 году проектная мощность полигона была превышена более чем в семь раз. 

Активисты предполагают, что полигон будет расширяться за счет вырубки леса, который прилегает вплотную к его территории. Региональная терсхема эту вырубку не предусматривает, но, как считают местные жители, ее позже могут предусмотреть в федеральной.

Местные жители не хотят абсолютного закрытия свалок — они всего лишь требуют от властей, чтобы на них был только местный мусор, как они и обещали. Чтобы полигоны экплуатировались по правилам, чтобы им и их детям не приходилось задыхаться от мусорных пожаров или пить воду с фильтратами.

Но проблемы утилизации московского мусора делают из обычных горожан активистов и расследователей, потому что если они сами не будут следить за прибывающими из других регионов фурами, за них это никто не сделает.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.